Вокруг света 1984-08, страница 40

Вокруг света 1984-08, страница 40

Каменные глыбы и сегодня напоминают о границах владений давно ушедших в небытие сибирских феодалов.

высеченные надписи — «енисейские» знаки...

Самой же большой неожиданностью для ученых здесь стали... города. Пока шли раскопки на Уйбатском городище, археологи открыли еще пять нежданных древнехакасских городов: Ербинский, храмовый, в котловане Copra; квадратную крепость с башнями и воротами в Шушенском; крупнейшие укрепленные районы со стенами и рвами в горах Оглахты на Енисее и в Барбакских горах; каменную крепость в верховьях реки Тебе на Хантегирском хребте Западного Саяна, а также огромную стену X века в районе створа Майнской ГЭС. Удивительно то, что найденные здания совершенно несхожи с известной архитектурой средневековой Евразии. Они глубоко самобытны. Единственной известной исторической аналогией хакасскому дворцу может служить только

знаменитая Ападана — главный зад в царских дворцах Ахеменидской Персии.

И увидел он город прекрасного края,

Изобильный, красивый — подобие

рая.

О звериный мой нрав!

Был я в пламени весь.

Научусь ли тому, что увидел я

здесь? —

это строки из знаменитой поэмы Низами «Искандер-наме». Ее герой, Александр Македонский, прошедший весь мир в поисках идеальной страны благоденствия, счастья и равенства, находит желаемое на... берегах Енисея.

Конечно, благословенная страна Хир-гиз, о которой пишет Низами,— своего рода утопия. Но почему великий поэт поместил землю обетованную в столь дальние края, в Сибирь? Видимо, молва донесла и до нет сведения о богатом и сильном государстве.

...Городская археология в истории Хакасии и Сибири вообще совершенно новое направление в нашей науке. Меж

ду тем Хакасия — Южная Сибирь — выдающийся в археологическом смысле район. Первые раскопки в России, по указанию Петра Первого осуществленные Даниилом Готлибом Мессершмид-том в 1721 —1722 годах, велись на Енисее в шестидесяти километрах ниже Абакана — нынешней столицы Хакасии. С тех пор 260 лет работали здесь археологи, и ни один из них никогда не искал города. Всех увлекали курганы возрастом три-пять тысячелетий. Даже после повсеместной распашки степи эти курганы остались целы, стоят на виду, и многие поколения археологов отдали им свою дань. И, увы, не только они В XVIII веке здесь «потрудились» гра бители.

Однако ни одному ученому прежде не приходило в голову искать тут города. Долгое время в исторической науке бытовало мнение, что к востоку от Урала раньше жили только кочевники и что государств с цивилизацией городского типа в Сибири быть не могло. Стереотип представления о Сибири как о земле кочевников дошел до нашего времени.

Но раскопки археологами С. Тепло-уховым и С. Киселевым памятников так называемой Тагарской культуры («скифское время») показали, что та-гарцы уже в VII —III веках до нашей эры умели орошать степь, вести земледелие. Множество фактов, свидетельств, указаний, ставящих под сомнение теорию «чистого кочевничества», было известно и раньше.

Очень интересны путевые впечатления главы первого русского посольства в Китай Федора Байкова. Когда он отправился со своей миссией в 1654 году от озера Зайсан, что в Казахстане, то на территории нынешней северо-западной Монголии ему попадались, как он пишет, «великолепные палаты, крытые червлеными крышами». Теперь никто не знает, где находились эти дворцы.

Заглянем еще дальше в историю. Середина XII века. Арабский географ Идриси сообщает: «Все города страны кыргизов (так называли средневековых предков хакасов) расположены на тер ритории, пространство которой измеряется тремя днями пути. Их четыре, большие, окруженные стенами и фортификационными сооружениями и обитаемые трудолюбивыми, храбрыми и мужественными народами».

Фольклористы и этнографы, соб равшие и записавшие многие хакасские предания и легенды, обнаружили в их текстах отнюдь не кочевническую атрибутику, но дворцы с золотыми дверцами, мосты, лестницы... Любопытно, что даже в названии месяцев отражаются признаки земледелия: по-хакасски «сентябрь» звучит как «серпень» — месяц серпа. И тем не менее до последнего времени считалось, что у древних хакасов сложилось государство кочевников, примитивное, раннеклассовое или даже находящееся на стадии разложения первобытнообщинного строя.

Л. Кызласов. сам уроженец этих мест, так не считал. Подобно Шлиману,

Г Mi