Вокруг света 1984-11, страница 26

Вокруг света 1984-11, страница 26

днями и просиживают рыбаки в порту на кучах сетей в ожидании «погоды».

Когда я в последний раз побывал в Чимботе, то, признаться, не сразу узнал его главную площадь — она лежала передо мной пустынная и голая. Я присел на скамейку. Дремавший рядом старик приоткрыл глаза и покосился на меня. Я спросил, где же пальмы, что некогда украшали площадь.

- Пальмы? — переспросил он. — Спилили под корень: некому ухаживать.

Я вышел к набережной. Пожилой человек ходил по берегу, собирал и грузил на вместительную тележку большие кости.

— Нептали Кривильеро,— представился он. - Предприниматель.

Как оказалось, весь его «бизнес» заключался в том, чтобы собирать кости китов, тюленей, крупных рыб, птиц, например пеликанов, которые море после сильного шторма выбрасывает на сушу, и перетирать их в муку Обычно на

сбор этих даров моря выходят целыми семьями. Взрослые и дети в поисках сырья терпеливо, метр за метром, обходят берег. Таких мелких предпринимателей в Чимботе, по словам Кривильеро, немало.

Вернется ли «золотая рыбка»? Андрее Пулидо, Хуан Мендес, Нептали Кривильеро, тысячи других тружеников, которых кормит море, очень на это надеются.

ТОТОРА И МАРИН ЕРА

Терраса рыбного ресторанчика на берегу уютной бухты Уанчако, примыкающей к городу Трухильо, укрыта широким навесом. Солнце палило нещадно. казалось, что лучи оплавят все вокруг. На непривычный глазу черный песок пляжа мягко накатывали волны, оставляя после себя жемчужную пену. За узкой полосой прибоя расстилался гладкий безбрежный океан.

Чугунные кружева фонарей и решеток украшают старинные дома города Трухильо.

Вдали показалось несколько лодок. Они стремительно приближались к берегу. И вот уже стали видны их заостренные, словно вздернутые кверху, носы. Гребцы, сидевшие на лодках верхом, ловко орудовали веслами.

— «Лошадки из тоторы»,— пояснил мой собеседник.— Ребята, видно, готовятся к состязаниям.

Тем временем волна вынесла наездников к кромке песка. Они спрыгнули с «лошадок», легко подхватили их на плечи, отошли на десяток метров от воды и составили в пирамиду: хвостами «лошадки» уперлись в песок,„а острыми, как иглы, носами вытянулись к небу.

«Лошадка из тоторы», или просто «тотора», как называют ее местные жители,— древнее средство передвижения по воде обитателей побережья на севере

24