Вокруг света 1985-07, страница 31сделали — Лудовико. Помнишь? — заулыбался Коля.— Как и Ноэль, он сопровождал нас от международного отдела СМК. И тоже собирался летом быть в Москве. Ну, давай... Быстро погрузили картины в машину — и снова по мокрым, свежим, солнечным весенним улицам к Дворцу культуры. Там нас встретил деловитый комсомолец в очках, с интересом потрогал полотна: — Так. Портреты вешать не будем, расставим на подоконниках. Пейзажи — на стену. Вообще, ребята, к фестивалю ваши бы работы заполучить, не кубинские, а московские. У нас здесь будет городской интерклуб, фестивальный, с выставкой картин. — Пожалуйста,— за всех ответил Сергей.— Работ у нас немало, выбирайте. Но только действительно московские, потому что эти, что мы привезли с Кубы, обещают выставить в дни фестиваля либо на Кузнецком, либо на Крымском. А московские — пожалуйста. — Так. Договорились. Теперь давайте все быстренько сделаем — времени осталось немного. Значит, портреты на подоконники, пейзажи на стену. Игорь ставил в ряд картины, объясняя: — Крестьянин из кооператива «Чи ли» в долине Сан-Висенте, это — строитель советского посольства в Гаване, девочка в пестром платьице — дочка повара из гостиницы. Это тоже строитель, это танцовщица. А вот, обратите внимание, один наш друг, чехословацкий журналист. Мы жили в Гаване в соседних номерах, он все ждал теплохода до Никарагуа. Все время на чемоданах сидел, было, что уже и объявляли рейс, но потом откладывали. Очень сложно добраться до Никарагуа, мы его пять раз провожали, пока уехал. — Так Интересный человек. И лицо интересное. — Да,— задумчиво произнес Игорь.— Интересное. Не знаю даже, какое лицо на этих портретах самое интересное — все, пожалуй. Одухотворенные, видно, что немало думают и о жизни, и о себе, наверное. Коля и Сергей возились тем временем с пейзажами. Как бы заново разглядывали полотна, чему-то улыбались. Коля окликнул Игоря: — Помнишь тот вечер? — он показал на полотно, уже висевшее на стене. На картине — тенистый сумрак маленького дворика, редкие солнечные блики, пробивающиеся через обильную листву, люди с музыкальными инструментами Городок Матансас — вот где написал Игорь свою картину. — До вечера было еще далеко,— рассказал мне Коля,— когда в каждом дворе, на каждой улице, в каждой семье начали доставать инструменты, настраивать их. Хозяйки выносили под деревья напитки, закуски. И так буквально по всему городу. Своеобразный «музыкальный полдник», если можно так выразиться, можно увидеть и услышать в любом месте Кубы. Когда мы впервые в Гаване попали на такой праздник, безудержный, яркий, громкий, Ноэль постоял, постоял, послушал, а потом сказал: «Ребята, если бы вы знали, как мне все это напоминает Гавану 78-го года! Словно такой вот маленький семейный карнавал вырос до размеров целой страны. Хозяева, гости — все веселились напропалую, казалось, нет конца пестрым смеющимся толпам народа!» На картине этой, конечно, нет размаха в празднике, в нем всего несколько человек участвует, но, по-моему, важен самый факт существования таких вот «полдников». А уж подключиться к ним может любой прохожий. Наконец все картины были расставлены, развешаны, в нашем распоряжении оказалось несколько минут и мы присели на диванчик в неболь 29 |