Вокруг света 1985-07, страница 64ЛИСТВА — МАТЕРИАЛ ПОДАТЛИВЫЙ Как известно, создавать различные символические аллеи — древняя восточная традиция. Во Вьетнаме вдоль берега Меконга тянется аллея лиственных... животных. Этот шедевр садовой архитектуры, созданный руками терпеливых садовников и ботаников, имеет очень простую символику: он олицетворяет союз флоры и фауны. ПО ГОРАМ НА МОТОЦИКЛЕ Вообще говоря, этот вид спорта довольно старый: трайал появился в начале века в Англии. В переводе «трайал» означает «проба», изготовители мотоциклов в течение многих часов проводили испытания своей продукции на трудных трассах. Но настоящего расцвета этот спорт достиг лишь в наше время. Что же представляет собой трайал? Правила его частично повторяют правила мотокросса, но отличий все же больше. Первое отличие состоит в том, что в трайале главное не скорость, а техника езды. Соревнования, которые проводятся в горах, скорее похожи на горный слалом или скачки с препятствиями. Недаром трайалистов иногда называют всадниками на мотоциклах. Поднимаясь на горные кручи, перебираясь через потоки и ущелья, спортсмены не имеют права касаться йогой земли и прибегать к помощи зрителей в случае падения или каких-либо затруднений. Мастерство трайалистов судьи определяют на контрольных площадках, которых на трассе обычно бывает 30—36. Прохождение всего маршрута обыкновенно занимает пять-семь часов. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК САН-АГУСТИНА В южной части Колумбии, там, где соединяются мощные хребты Центральной Кордильеры и Восточной Кордильеры, лежит городок Сан-Агустин. Он известен как центр района, который получил название «археологического парка». Здесь собраны сотни искусно вырезанных каменных статуй — наследие полузабытой индейской культуры, процветавшей в долине реки Магдалены тысячи лет назад. Радиоуглеродный анализ органических остатков свидетельствует, что поселения людей были здесь за 2300 лет до нашей эры, а самые ранние статуи датируются первым веком нашей эры. Скульптуры изображают священных животных — сов, змей, ор лов,— а также богов (на нашей фотографии запечатлена богиня плодородия), жрецов и вождей. В ТЕСНОТЕ И... В ОБИДЕ Социологи установили: из ста человек, потерпевших кораблекрушение и оказавшихся в открытом море на спасательных плотах (с достаточным количеством провианта), выживают лишь десять. От чего же погибают люди, если не от голода и жажды? Знаменитый французский исследователь Ален Бомбар утверждал: от страха смерти и нежелания бороться за жизнь. Эксперименты болгарского врача Гаро Томасяна доказывают, что это не совсем так. Следуя примеру А. Бомбара, Томасян тоже сначала ставил опыты на самом себе, но, осознав, что личное мужество — важный, однако не решающий фактор, решил обратиться за помощью к добровольцам. И вот три года назад шесть человек — четверо мужчин и две женщины — пустились на спасательном плоту по волнам Черного моря. Помимо провизии, на плоту было необходимое медицинское оборудование и магнитофоны, которые фиксировали разговоры «терпящих бедствие». На втором плоту, соединенном с первым канатом, находился сам Гаро Томасян. Первые двое суток эксперимента прошли спокойно. На третий день, как только плот Томасяна скрылся из виду, обстановка резко ухудшилась. И хотя каждый участник эксперимента твердо знал, что ничего серьезного случиться не может, нервозность овладела даже самыми сдержанными. На плоту вспыхивали ссоры, скандалы. Этот и последующие эксперименты позволили Г. Томасяну выдвинуть собственную гипотезу: причина упадка сил потерпевших бедствие на воде — не конкретная угроза физической гибели, а психические перегрузки, вызванные вынужденным сосуществованием случайных людей на тесном пространстве. ТАМ, ГДЕ СТУПИЛА НОГА КОЛУМБА 12 октября 1492 года Христофор Колумб ступил на песчаный берег островка, названного позже Сан-Сальвадор (Багамский архипелаг). На этом месте сегодня стоит небольшая часовня, в стену которой вделана памятная доска с изображением мореплавателя. Считается, что это самый скромный памятник Христофору Колумбу по обе стороны Атлантики, но местные жители относятся к нему как к самой дорогой из реликвий. Рисунки В. ЧИЖИКОВА |