Вокруг света 1985-08, страница 41Сидя в тени глиняной хижины, Джиги Диабатэ перебирал струны старой коры. Он откинул голову назад и, прикрыв глаза, громко выкрикивал речитатив. — Мы — хранители истории, хранители многовековых тайн. В искусстве го из самых первых государственно-политических образований в Западной Африке. Район, приблизительно совпадающий с территорией До и Кри, и принято называть Страной Манде. У семей малинке, проживающих в Мали, немало родственников в Гвинее. Они Работа на раскопках всегда трудна. Здесь, под палящим солнцем, в пыли, она была трудна особенно. Но недостатка в добровольных помощниках археологи не испытывали: малийцы хотят знать как можно больше о своем славном прошлом. felEBBf jqgs ; ДЖЕННЕ-ДЖЕНО я На аэрофотоснимке ясно видно, как далеко располагался Дженне-Джсно от Джен не. слова нет для нас секретов. Без нас имена королей канули бы в неизвестность. Мы память человечества. Своим словом мы оживляем былые деяния и жизнь королей в глазах молодых поколений. Мы рассказываем королям историю предков, чтобы их жизнь служила примером, ибо, хотя мир и стар, будущее вырастает только из прошлого. В наших словах нет лжи. Это слова наших отцов, рассказанные им дедами. Королевские гриоты не ведают лжи... Гриот Джиги поселился в Нюмале недавно. Страна Манде, как еще и сегодня называют в Западной Африке район, расположенный на плато Ман-динг к юго-западу от малийской столицы Бамако, захватывает часть территории соседней Гвинеи. Здесь живет народ малинке, входящий в группу манде, или мандинго. Предки нынешних малинке, средневековые мандинги, населяли небольшие королевства До и Кри, входившие в состав Ганы, одно- ходят друг к другу в гости, участвуют в совместных празднествах. Джиги Диабатэ как-то попал на праздник в деревню Нюмала. Место у подножия красивых, поросших лесом гор ему понравилось, и он попросил разрешения у здешнего совета поселиться в деревне. Устраивало его и то, что до родных мест недалеко: перевали через скалу, пройдись лесистой долинкой — и ты в Гвинее. Так получилось, что в Нюмале и соседних деревнях давно не было своего гриота, а для малинке, всегда гордившихся тем, что они верно хранят традиции предков, это непорядок И Джиги без особых сложностей получил разрешение и место для строительства дома. Родовые фамилии в Западной Африке очень интересный источник информации для этнографов и историков. В Мали, Гвинее, Верхней Вольте, Нигере, Береге Слоновой Кости сразу бросается в глаза частое повторение одних и тех же фамилий. Объясняется это тем, что та или иная фамилия выражает наследственную принадлежность к одной из социальных или про фессиональных каст. Если, например, фамилия Тункара у народа сонинкё происходит из древней Ганы и свидетельствует о принадлежности к королевскому роду, то все Диабатэ испокон веку были гриотами. Касте гриотов, профессиональных певцов-сказителей, принадлежит особое место в истории Западной Африки. С одной стороны, гриоты занимали низшую ступеньку в иерархической лесенке профессий. С другой — африканские правители всегда держали при себе гриотов, советовались с ними по важным вопросам, обращались к их памяти как к энциклопедическому справочнику, доверяли им воспитание наследников тронов. При отсутствии письменности гриоты стали хранителями духовной культуры африканских народов, изустные памятники которой они донесли до нашего времени. В последнее время уважение к знаниям гриотов вновь поднялось. В независимых африканских государствах развивается национальная историческая наука, стремящаяся глубже заглянуть в доисламский период истории Африки. 39 |