Вокруг света 1985-09, страница 21

Вокруг света 1985-09, страница 21

чали получившее широкий резонанс в Японии «движение одного цубо» Его участники купили символические участки конфискованных крестьянских земель и включились в судебную борьбу за изгнание янки с острова. Эта кампания особенно активизировалась сейчас, в преддверии 1987 года, когда истекает срок соглашения между Токио и Вашингтоном о так называемой «аренде» значительных площадей на Окинаве под военные объекты США.

«Движение одного цубо» — лишь часть не прекращающейся ни на день борьбы за мирное будущее Окинавы. Ежегодно на острове проходит многотысячный марш мира под лозунгом борьбы против японо-американского «договора безопасности». Практически каждую неделю активисты антивоенных организаций проводят пикетирование американских баз, митинги и демонстрации, сборы подписей под воззваниями за ликвидацию объектов Пентагона.

Всего в пяти минутах езды от затянутых колючей проволокой ворот военно-морской базы США в одном из тесных переулков Нахи находится штаб-квартира Социалистической массовой партии Окинавы, вокруг которой группируются многие представители мест-

1 Ц у б о — 3,3 кв. метра.

ных демократических сил. В оклеенной антивоенными плакатами небольшой приемной я встретился с генеральным секретарем СМП Техо Дзукэраном — видным руководителем движения за прекращение затянувшейся на четыре десятилетия фактической американской оккупации острова, хотя формально она кончилась тринадцать лет назад.

— Главное для нас сейчас — не дать Пентагону использовать Окинаву как плацдарм агрессии, как арену «ограниченной» ядерной войны,— говорит он.— Поэтому ликвидация американских баз для нас — это дело жизни и смерти. В год 40-летия разгрома японского милитаризма и последней кровавой битвы на острове мы удвоим усилия в борьбе за то, чтобы мир вернулся, наконец, на окинавскую землю. Нас слишком долго подвергали жестоким испытаниям и унижениям, но я верю, что окинавцы выживут и победят, несмотря на все невзгоды.

В июле нынешнего года губернатор префектуры Окинава Д. Нисимэ, встретившись в Вашингтоне с министром обороны США К. Уайнбергером, потребовал вернуть окинавским крестьянам земли, незаконно отторгнутые у них под американские базы и объекты. Он также настаивал на прекращении американских военных учений на острове, представляющих серьезную угрозу

безопасности местного населения. Однако Пентагон остался глух к этим справедливым требованиям.

...Самолет авиакомпании «Тоа» улетал в Токио в сумрачный дождливый день, когда волны Тихого океана, казалось, вот-вот захлестнут выстроившиеся в аэропорту Нахи истребители и боевые вертолеты. Последний вираж — и аэробус тяжело вошел в плотную массу облаков. Остров оставался все дальше и дальше, и невольно вспомнились напутственные слова токийских знакомых, советовавших «не придавать большого значения слишком экзотичной Окинаве» и ее жителям, «чрезмерно погруженным в свою печальную историю».

Действительно, этот остров богат на неожиданности. Однако в больных проблемах маленькой «неяпонской Японии» нетрудно увидеть отражение забот всей страны, превращенной недоброй волей ее правителей в огромную базу США на Дальнем Востоке. Что же касается «живущих тенями прошлого окинавцев», то с этим решительно нельзя согласиться: жители острова в Тихом океане страстно мечтают о лучшем будущем и готовы за него бороться.

Наха — Токио

ВЫЖИВУТ ЛИ КОАЛЫ?

Проблема оказалась для австралийцев неожиданной. Долгое время сумчатого медведя истребляли из-за ценного серебристого меха. Бывали годы, когда только в США ежемесячно вывозилось по миллиону шкур. Убивать коал было легко, ибо они медлительны и беззащитны. С большим опозданием появились правительственные декреты по охране животных, браконьеров стали строго наказывать. Но специалисты забыли взять под охрану деревья, листьями которых питаются сумчатые медведи. И постепенно получилось так, что для коал остались лишь небольшие рощицы в окружении шоссе, линий высоковольтной электропередачи, поселков и оросительных каналов. Теперь специалисты по экологии обвиняют друг друга в явном недосмотре.

К автомобилям и людям забавные зверюшки привыкли, но ведь питанием для них остались листья определенных видов эвкалипта. Кроме того, вскоре маленькие рощицы оказались перенаселенными. Животные стали болеть, и начался процесс самоуничтожения вида на таких участках. Болезнь оказалась очень сложной. Исследователи из Сиднейского института естественной истории Роджер Стейн и Франк Кари подозревают, что налицо признаки спонтанной вирусной эпидемии, препятствующей рождению детенышей.

Как лечить животных? Подобрать соответствующий антибиотик пока не уда

лось. Вымирание идет на глазах у озабоченных специалистов.

В Австралии есть центры по выращиванию коал. Приплод малышей получают каждый год. Но где теперь взять эвкалиптовые леса для них? Ведь деревья давно вырублены, земли распаханы. Были надежды на восточные районы континента, но там леса уничтожены пожарами. Как же разомкнуть этот круг?

НЕБОСКРЕБЫ БРОНЗОВОЙ ЭПОХИ

Шесть тысяч лет назад на Балканах существовала догреческая культура. Почти на тысячу лет раньше, чем народы Месопотамии, население этой части Европы научилось обрабатывать золото, делало полы своих хижин из вулканического цемента. Люди сеяли пшеницу и ячмень, разводили лошадей и овец. Очаги этой культуры ученые находили на территории Болгарии, Югославии и Румынии. Болгарские археологи назвали ее протофракийской. Она во многом до сих пор загадочна, потому как находки попадались редко и судить о начале расцвета или причинах упадка культуры было трудно.

Шесть лет вели раскопки археологи Академии наук Венгрии близ местечка Берреттуойфалу в области Хайду Бихар на востоке страны. Найдены следы культуры, возраст которой примерно 5500 лет. Гончарные изделия, орудия труда из рогов оленя, культовые скульптуры из камня напоминают предметы древности, ранее найденные близ болгар

ского города Стара-Загора. Профессор Ференц Редо назвал раскопки самыми интересными в истории венгерской археологии. Археологический материал должен многое прояснить в загадочной балканской цивилизации эпохи бронзы. Среди научных сенсаций — жилые дома IV тысячелетия до нашей эры, которые имели больше, чем один этаж. Двухэтажные постройки столь глубокой древности не вызывают сомнений. Но есть пока еще не до конца подтвержденные свидетельства и о трехэтажном доме.

ДОМНЕ 600 ЛЕТ

Чего только не находят в земле археологи! Специалисты из исторического музея в Дрездене, производя раскопки средневекового поселения близ деревни Нидерлаутернштайн, обнаружили небольшую доменную печь, сооруженную шесть веков назад. Остатки шлаков были отправлены в Горную академию во Фрайбурге. Анализ показал, что местная руда вполне добротного качества. При дальнейших исследованиях стало ясно — все жители этого поселения были заняты только своим ремеслом. Одни добывали руду, другие делали древесный уголь и плавили металл, а третьи ковали различные бытовые предметы и оружие. Изделия, видимо, меняли на одежду и продукты питания на ярмарках в соседних селах. Раньше считалось, что такое разделение труда началось на 200 лет позже.

ЗАГАДКИ, ПРОЕКТЫ, ОТКРЫТИЯ

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. "самое маленькое сумчатое"

Близкие к этой страницы