Вокруг света 1985-09, страница 31

Вокруг света 1985-09, страница 31

т

/

1

на пленку зверей и, если получим разрешение, забрать с собой для Лондонского зоопарка по одному-два живых экземпляра. Первым поэтому мы посетили директора научно-исследовательского института.

— Очень сожалею,— сказал он,— но должен предупредить: об отлове лемуров не может быть и речи. Закон категорически запрещает не только убивать этих зверьков, но даже держать их в качестве домашних животных. Понятно, у нас не хватает людей, чтобы контролировать всю территорию Мадагаскара, поэтому и наши работники, и служащие лесного ведомства всеми силами стараются убедить население не причинять вреда лемурам. Сейчас эта кампания уже приносит плоды. Представьте, если вы начнете ловить лемуров и привлекать в помощь местных жителей, они справедливо сочтут, что для белого иностранца существует один закон, а для мадагаскарца — другой. Вся наша работа пойдет насмарку. Поэтому прошу вас как натуралиста, посвятившего жизнь охране здешней уникальной фауны, строго соблюдать правила.

Нам оставалось лишь согласиться со всем сказанным.

— Снимайте их сколько угодно,— продолжал директор.— Этим вы окажете нам большую услугу. Широкая публика знает о лемурах мало, так что показ их по телевидению привлечет внимание к судьбе животных.

А потом мы познакомились с Жоржем Рандрианасоло, молодым лабо-рантом-малагасийцем, который исколесил весь остров в поисках птиц и насекомых для коллекции института Это был невысокий худой человек с длинными мускулистыми ногами, казавшийся тщедушным, но, как мы убедились впоследствии, проявивший чудеса выносливости. Именно благодаря его помощи экспедиция прошла успешно.

В первый день мы проехали триста миль по нагорью, составляющему спинной хребет Мадагаскара. Деревьев было мало. Дело в том, что на острове веками сводили леса, и эрозия уничто

жила почву, оголив во многих местах скальные породы. В последние десятилетия были предприняты попытки рекультивировать опустошенные земли, но структура почв изменилась так сильно, что местные виды деревьев уже не могут там расти, и лесоводам пришлось сажать завезенные из Австралии эвкалипты. Аккуратные ряды эвкалиптов выглядят жалкой заменой богатейших малагасийских джунглей.

На третий день пути исчезли даже эвкалипты: мы въехали в южную часть острова, где на выжженных песках способны удержаться лишь пустынные растения.