Вокруг света 1985-09, страница 36

Вокруг света 1985-09, страница 36

не предпринималось. Лишь в 1933 году парижские газеты вновь стали печатать сообщения, что к сокровищам на бриге проявляют интерес многие французские и иностранные фирмы. Спустя два года морское министерство Франции объявило, что фирмы могут представлять официальные прошения на производство работ по подъему «Телемака». Изучив материальные и технические возможности предпринимателей, министерство выдаст лицензию самому достойному претенденту. Срок представления ходатайств ограничивался тремя годами. И вот в мае 1938 года в уютном особняке на окраине Парижа состоялось торжественное вручение лицензии французскому обществу морских предприятий. Через месяц водолазы уже бороздили дно Сены и вскоре обнаружили глубоко засевшее в ил судно, корпус которого обвивали цепи. Найденные около него корабельный колокол с буквой Т и пять медных канделябров XVIII века подтвердили — именно это судно и пытался поднять Тейлор. В сентябре из Парижа в Кийбёф отправился эшелон с оборудованием и снаряжением. Мощные помпы на плавучих кранах уже к концу марта следующего года очистили судно от засосавшего его грунта. В начале апреля к нему подвели понтоны, и бриг был поднят.

В тот день сотни фотокорреспондентов, журналистов, ученых и просто зевак толпились на набережной Кий-бёфа, чтобы своими глазами увидеть столь знаменательное событие. На французской бирже упала цена на золото, ювелиры предвкушали аукционы драгоценностей из сокровищ королевской семьи.

4 апреля эксперты приступили к работе. Вскрывались бочонки, исследовались металлические предметы, взламывались сундуки, но... ни одной золотой монеты, ни одного ювелирного изделия обнаружено не было.

Когда первое чувство растерянности улеглось, наступила пора кривотолков и самых различных предположений. Вспомнили вдруг, что в этом районе Сены несколько лет назад неизвестная фирма вела водолазные работы, и, возможно, тогда и «обчистили» судно. Многие засомневались в том, что поднятый корабль и есть бриг «Телемак», а другие высказывали соображение, что сокровища на самом деле погрузили на другое судно, а слухи о «Телемаке» распространяли умышленно, дабы скрыть истинное положение вещей. Казалось бы, поискам наступил конец. Но... И сегодня перелистыва-ются старинные документы, изучаются карты, осматриваются подвалы древних замков, аквалангисты исследуют останки затонувших кораблей... Тернистый путь кладоискательства не остается пустынным. Однако приведет ли он к разгадке тайны сокровищ Людовика XVI? И существуют ли они на самом деле?

В. КУЛЕМЗИН, кандидат исторических наук

Мигали-быстрый,

следопыт

Записки этнографа

В центре поселка у магазина стоят снегоходы — «Буран» и ряды оленьих упряжек, идут оживленные разговоры о предстоящей охоте, о распределении мест промысла и о том, что в эту зиму даже на широких лыжах-подволоках нелегко будет ходить из-за глубоких снегов. Молодой охотник Алексей Кунин соби рается на реку Кыс, туда, где люди встречаются редко. Но меня он с собой не берет.

— Вернусь только весной...— объясняет он.— К тому же вас ин тересуют наши обычаи, жизнь по-старинному, а я молодой...

Не берут меня и другие. У одного

много груза и мало оленей, у другого большая семья, которая, конечно же, выезжает с ним, третий будет делать длительную остановку у мест рыболовных запоров, четвертый просто остерегается малознакомого человека. У последнего, кажется, нет никаких причин для отказа, но тем не менее отказ следует.

— Почему? — спрашиваю.

— Если поедешь с кем-нибудь, то поймешь.

Управляющий промыслом, сочувствующий мне, осторожно указал на коренастого мужчину средних лет, сидевшего в конторе среди других охотников, и шепотом сказал:

34