Вокруг света 1985-09, страница 49Чем дальше на север, тем реже встречаются города, нестерпимее печет солнце. На границе с Сахарой стоит город Кано, центр мусульманского севера Нигерии. У дворца султана тенями движутся всадники, закутанные в темные покрывала. Кано — город мастеровых. В старой его части улочки изрыты огромными ямами; в них приготовляют краску индиго, она придает шерстяным и хлопчатобумажным тканям разные оттенки синего цвета. Работают кузницы, мастерские по выделке кож. На рынке — великое разнообразие сафьяновых подушек, сумок, металлическая и керамическая посуда. В нише глиняного забора — здесь и дома, и заборы, и мечети из глины — приютился уличный брадобрей, он же продавец изделий из слоновой кости. Пестрые дорожные впечатления никак не укладывались в единую картину. И тогда, вскоре после этой поездки на север, в Икене, городке на юге страны, познакомились мы с удивительным человеком. Имя его — Тай Сола-рин, но чаще его называют просто Учитель. Разносторонне образованный, Соларин все свои силы положил на воспитание подрастающего поколения нигерийцев. На личные средства открыл он небольшую школу-интернат. Ему помогают преподаватели, приехавшие из разных концов света, такие же одержимые люди, как он. У него и педагогов — мизерная зарплата, живут они очень скромно, питаются вместе с учениками. — Мы стараемся защитить юность страны,— сказал мне Тай Соларин,— юность, которой предстоит строить будущую Нигерию, от наследия империализма, от чуждого влияния на культуру и нравы африканцев, от развращающе го действия чистогана, коррупции и подкупа. Интернат устроен по принципу коммуны: ученики выбирают орган управления, на занятиях сами поддерживают дисциплину. Тай показал мне примитивный пресс для изготовления кирпичей. Так вот, при помощи этого устройства ученики самостоятельно изготовили столько кирпичей, что их хватило на строительство спален, кухни и большой столовой, дома для занятий и игр, нескольких хозяйственных построек, душа. В кухне дежурные работали возле невысоких — по росту — плит. Приближалось время обеда, и повара угостили нас крахмалистыми кашами из муки кассавы и кукурузы с острой перечной приправой. Во время обеда ребята сами следили, чтобы всем хватило еды, чтобы не было ссор. — Конечно, бывало — кто-то прибережет себе излишек съестного. Но случаи эти тут же — при всех ребятах — разбираются. Без крика, без наказаний. Мы воспитываем путем внушения и примера. Учим мыслить свободно и критически, учим дружбе и взаимовыручке. В округе все еще нет врача. Мы учим детей оказывать первую медицинскую помощь, собирать лекарственные травы и растения, уметь ими пользоваться. Учим стойкости к жизненным невзгодам. Мы обошли с Учителем расчищенные в лесу участки, где школьники выращивают кукурузу, кассаву, перец, ананасы. Обработаны они намного тщательнее, чем делянки, которые приходилось видеть возле деревень. Мягко улыбаясь, Соларин кивал головой: — Да. это сделали сами дети. И когда прощались, Соларин сказал: — Дети должны сами справиться с трудностями. Я говорю о противоречиях в нашем мире. — Они справятся, у вас прекрасные дети, Учитель. Этим летом, в Москве, я заговорила о Соларине с молодым нигерийцем народности ибо Принсвилем Ало-зие, аспирантом Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Он только что защитил кандидатскую диссертацию. — Вы знакомы с Учителем? Это великий человек! — воскликнул Принс-виль.— Он — один из самых популярных людей страны. Такие, как Учитель, пример для всех нас. Главное, он учит своих мальчиков и девочек, что школа — это будущее, но основы его сейчас, в настоящем. Я бы хотел стать таким, как он. — А какова тема вашей диссертации? — «Метод анализа возникновения и развития научного знания». На материале истории научных представлений об Африке,— гордость звучала в голосе молодого нигерийца. И я вспомнила мягкий голос Тая Со-ларина, Учителя: — Дети должны сами справиться с трудностями. Лагос — Кано — Икена — Москва 47 |