Вокруг света 1985-10, страница 37

Вокруг света 1985-10, страница 37

водит к травмам. Впрочем, и опытных альпинистов порой выручаем...

Симеон Симеонов перелистывает регистрационный журнал. Среди тех, кому помогли болгарские спасатели, есть туристы из социалистических стран, из западных государств — ФРГ, Англии...

В Софийском горноспасательном отряде 150 человек. Из них только шесть — штатные сотрудники, остальные — добровольные помощники. Все прошли специальную подготовку, каждый — прекрасный горнолыжник: в отряд принимают только тех, кто подтвердил класс «Д» — наивысший. Болгарский Красный Крест, которому под

чиняется отряд, оснастил спасателей первоклассным альпинистским и горнолыжным снаряжением, портативными рациями. У членов отряда имеются специальные ранцы с набором необходимых средств для оказания первой медицинской помощи.

Единая горноспасательная служба Болгарии была организована в 1950 году. Сейчас ею руководит опытный альпинист Кирилл Петров.

— Центр нашей службы находится в Софии,— рассказывает он.— Мы располагаем 74 постами, которые и принимают сигналы тревоги. В тринадцати горных округах Болгарии существуют

тридцать три наших отряда, которые объединяют 750 спасателей. Самые многочисленные отряды действуют на Витоше и в Боровце.

...На маленькой площади Боровца высоко взлетают брызги фонтана и, замерзая, создают искрящуюся на солнце ледяную елочку — символ этого старейшего горного болгарского курорта. Высокие ели и сосны, давшие название этому месту (по-болгарски «бор» — сосна), кажутся черными на фоне залитого солнцем снега. На крутых склонах — сказочные дома-терема с островерхими крышами, украшенными деревянной резьбой. А над всем этим возвышается белая шапка Мусалы — самой высокой вершины на Балканском полуострове (2925 метров).

Римский историк Тит Ливии писал, что царь Филипп Македонский три дня пробирался сквозь непроходимые леса к этой вершине Рильских гор, чтобы там устроить алтарь и принести жертву Юпитеру.

...Когда прозвучал сигнал тревоги, мы стояли у нового двухэтажного здания горноспасательной базы «Боро-вец». Один за другим, поправляя на ходу амуницию, к семиместным моторным саням бросились спасатели.

— На Мусале лавина! — услышал я.

Я попытался представить себе размах

бедствия. Трудно поверить, что легкий пушистый снег таит в себе страшную разрушительную силу. А ведь когда приходят в движение сотни тысяч тонн снежной массы, скопившейся на горных склонах, они мчатся вниз со скоростью курьерского поезда, сила удара может достигнуть 130 тонн на квадратный метр.

— Тревога учебная,— развеял мое волнение Петр Москов. Он работает здесь спасателем уже почти тридцать лет.— А вообще-то снежные обвалы у нас бывают довольно часто. Недавно чуть не случилась беда с пловдивскими студентами. Во время зимних каникул они решили покорить Мусалу. Студенты предварительно обратились в наш горноспасательный отряд — им потребовалось уточнить маршрут. Мы посоветовали студентам отложить поход. К сожалению, юношеское самомнение взяло верх, но мы взяли группу под контроль. Поздно вечером с Мусалы по рации сообщили, что группа не прибыла на вершину. По тревоге подняли спасателей, всю ночь двенадцать человек разыскивали группу. К утру студентов нашли в одной из долин. Путь к Мусале им преградила лавина. К счастью, никто не пострадал...

Горноспасательной службе в Болгарии уделяют большое внимание. Несколько лет назад здесь стали применять собак для поиска людей, засыпанных лавинами. После длительных тренировок такая собака на участке в два квадратных километра может обнаружить погребенного под снегом человека всего за 2—3 минуты. На счету «лавинных собак» много спасенных человеческих жизней.

София — Москва

л*

35