Вокруг света 1985-10, страница 36

Вокруг света 1985-10, страница 36

церковные власти запретили играть в хорнуссен по воскресеньям: мол, игра «оскверняла священный день отдохновенья».

Спас хорнуссен протестантский священник и известный писатель Иеремия Готхельф. В 1840 году он добился отмены воскресного запрета — при условии, что игроки перед схваткой будут обязательно посещать церковь. И поныне воскресные матчи начинаются лишь после окончания службы. Официальное признание хорнуссен получил лишь и 1902 го

ду, и сейчас он считается таким же национальным швейцарским спортом, как альпинизм, лыжи, борьба, охота и стрельба.

Существует еще одно правило, которое в наше время соблюдается со всей строгостью: игра может идти только при свете дня. Казалоа бы, разумное ограничение — в сумерках, а тем более ночью хорнусс не разглядишь, тут и до увечья недалеко. Однако так было не всегда.

В анналах сохранилось сообщение о

матче, который состоялся в 1851 году. Две команды никак не могли решить, которая же из них лучше, и игра продолжалась до одиннадцати вечера. Для того чтобы шайба была видна, пошли на хитрость: кхорнуссу привязали губку, смоченную в керосине, и перед каждым броском губку поджигали.

Легко можно представить картину того матча: темнота, крики игроков и зрителей, свист и удары хлыста...

И огненный шарик, как шершень, жужжа...

ЛЮДИ В ГОРАХ

ЕВГЕНИИ ШАШКОВ, корр. газеты «Труд» — специально для «Вокруг света»

«Тот, кто хоть раз пешком поднялся на Витошу, проживет до ста лет» — гласит старинное болгарское поверье. Действительно, когда-то восхождение на вершину Коры-красавицы, что возвышается всего лишь в нескольких километрах от центра Софии, считалось чуть ли не подвигом. Сегодня на ее склонах можно встретить и малышей, и седовласых старцев. На Витоше построены десятки турбаз, домов отдыха. В выходные дни на лыжные трассы выходит до пятидесяти тысяч горнолыжников. А любителей пешеходного туризма и подсчитать невозможно.

Витоша — не такой уж и грандиозный массив: его высшая точка 2290 метров над уровнем моря. Но горы есть горы. Они таят немало опасностей. У каждого подъемника, на всех станциях и сложных участках трасс — везде, где лыжники, альпинисты и туристы могут попасть в беду,— можно встретить людей в горнолыжных костюмах с эмблемой, на которой изображены красный крест и эдельвейс. Это члены Софийского горноспасательного отряда.

Подъемник уносит меня к вершине Витоши. В сизой дымке медленно растворяются кварталы Софии. На высоте 1850 метров дом спасателей «Алеко». Рядом — небольшой ангар: там вездеходы, гусеничные мотоциклы-снегоходы, специальные сани-носилки. Сегодня в диспетчерской у пульта радиосвязи дежурит председатель республиканского комитета горноспасательной службы Симеон Симеонов. Тут же находятся врач Петр Гылобов и еще несколько дежурных. Раздается звук зуммера, включается связь. Это спасатели докладывают об обстановке на своих участках. В паузах между вызовами расспрашиваю о работе отряда.

— Дел хватает,— говорит Симеонов.— Горнолыжный спорт у нас сейчас в большом почете. На трассах стало очень оживленно. Наряду с мастерами появилось много начинающих. Ребята молодые, вот и увлекаются высокими скоростями. А это нередко при-