Вокруг света 1985-11, страница 19

Вокруг света 1985-11, страница 19

Советско-монгольская экспедиция на раскопках палеолитической стоянки.

делилась: две экспедиционные машины с испытанными во многих экспедициях водителями Владимиром Тикуновым и Сергеем Поповым давали возможность работать двумя самостоятельными группами.

Археолог, как правило, не ведет поиски вслепую. Для того чтобы найти остатки деятельности человека, особенно глубокой древности, помимо опыта и интуиции, необходимо хорошо представлять древний рельеф, знать, где в то время протекали реки, характер и время накопления рыхлых отложений и еще многое. Современная гидросеть существенно отличается от той, которая была десятки, тем более сотни тысяч лет назад. И не случайно одни стоянки мы находили на современном берегу реки, а другие — в отдалении от нее на сотни метров, а порой и на многие километры.

Вдоль берегов нам удалось обнаружить лишь несколько неолитических

Петроглифы копирует сотрудник Института истории, филологии и философии СО АН СССР А. Глотов.

поселений. Изделия эпохи палеолита встречались очень редко. Возможно, действительно в плейстоцене (500—700 тысяч лет назад) на котловину сползали с высоких горных цепей ледники, делая здесь жизнь человека практически невозможной Но в долине древние стоянки и поселения среднего и верхнего палеолита встречались как одиночные, так и целыми «деревнями».

В начале маршрута нам предстояло пройти огромную котловину Ачит-Нур. Берега озера плотно обступали изрезанные временем гранитные скалы, над которыми возвышаются высокие цепи с белоснежными шапками, часто сливающимися с облаками. Особенно красиво здесь вечером, когда заходящее солнце «разжигает» над бесконечной озерной синевой гигантский костер на гранитных скалах. Помню, с какой счастливой улыбкой водитель Сергей Попов показывал найденную им удивительную по красоте и форме большую пластину леваллуазского типа. Такие появляются уже в нижнем палеолите. Немногие археологи держали их в своих руках, а еще меньшим выпадало счастье найти такие пластины. А на стоянке, открытой в местности с поэтическим названием Улан-Хус (Красная Береза), их десятки.

В этом месте Кобдо течет в широкой долине. В глубокой древности долина периодически заливалась, образуя тер-расовидные уступы, усеянные галечником. Они-то, видимо, и привлекали внимание человека. На площади в несколько квадратных километров мы обнаружили грубо оформленные ядрища, от-щепы, пластины. В эту гигантскую мастерскую в течение длительного времени приходил человек, брал подходящую гальку и оформлял ее так, чтобы в дальнейшем с нее можно было скалывать правильной формы отщепы и пластины. Они-то потом и шли для изготовления орудий труда.

Встречались и хорошо оформленные инструменты: скребла, режущие и рубящие орудия. Особый интерес для нас представляли места, где обработанные камни лежали большой плотной массой. Без сомнения, то были рабочие площадки древних мастеров. Дальнейшие лабораторные исследования, возможно, позволят восстановить полностью весь процесс изготовления каменных орудий от оформления нуклеуса до снятия заготовок и превращения их в готовые изделия.

Коллекции из этих стоянок и мастерских — а всего по правому берегу обнаружено 26 комплексов — позволяют

2 «Вокруг света» № 1 1