Вокруг света 1985-12, страница 31

Вокруг света 1985-12, страница 31

ЮРИИ ДАШКОВ, кандидат исторических наук

к <

TJ

Коралловое ожерелье

Иеаполь купался в лучах заходящего октябрьского солнца Кричали, зазывая покупателей, уличные продавцы, скрипели колеса экипажей, откуда-то доносилась перебранка двух женщин.

Трое иностранцев, разглядывая встречных и прислушиваясь к голосам шумного города, медленно шли по набережной Санта-Лючия, как вдруг к ним подбежал мальчишка-лоточник.

— Г орки, Г орки! — восторженно кричал он.

— Смотри, узнал,— сказал высокий худой мужчина в шляпе с широкими полями.

— В газете, наверно, видел вашу фотографию, Алексей Максимович,— отозвался молодой человек.— Теперь соберет толпу.

— А давайте купим у него что-нибудь,— предложила его спутница, миловидная женщина. Она кивнула маленькому продавцу, чтобы он подошел поближе.

— Пожалуй, вы правы,— согласился молодой человек.— Тем более что надо купить что-нибудь моей любимице в подарок. Как вы думаете, Мария Федоровна, понравится ей вот это ожерелье?

Мальчуган, узнав, что у него покупа

ют серьги и коралловое ожерелье, был вне себя от восторга и что-то быстро-быстро говорил на неаполитанском наречии.

...А 30 октября 1906 года из российского посольства в Риме ушло шифрованное донесение о том, что в Неаполь из Америки приехал писатель А. М. Пешков (Горький). Его сопровождают артистка Московского Художественного театра М. Ф. Андреева и пианист, сын купца Н. Е. Буренин. Агенты русской охранки доносили в департамент полиции, что итальянцы восторженно встречают Горького как посланца русской революции, что в Неаполе был устроен в его честь многолюдный митинг, на котором произносились речи «антиправительственного содержания».

Остров Капри. Вилла «Серафина», живописно расположенная на склоне горы, ярко освещена. На большой террасе, увитой диким виноградом, собрались гости Г орького, среди которых был и Шаляпин.

Буренин, только что закончивший аккомпанировать певцу, смотрел на публику. Многих он знал, с некоторыми только что познакомился. Его внимание привлек мужчина, который днем о чем-то долго разговаривал с Горьким. Буренин вспомнил, что встречал его

Рисунок Г КОМАРОВА

раньше. В Петербурге. Он был, как и Буренин, членом Боевой группы при ЦК партии, которой руководил Красин. Последний раз Буренин видел его в феврале 1906 года, перед тем как вместе с Г орьким и Андреевой отбыл в Америку, куда Алексей Максимович ехал с важным партийным поручением: помешать царскому правительству получить заем у правительства США и вместе с тем попытаться собрать средства на революционную подпольную работу. Этой поездке большое значение придавал В. И. Ленин.

Буренин задумался, вспоминая, и даже не заметил, как к нему подошел заинтересовавший его мужчина.

— Здравствуйте, Г ерман Федорович! Оказывается, вы прекрасный пианист. А я считал вас за техника, которого интересуют только взрывчатка да оружие.

Буренин встал и пожал протянутую руку. «Герман Федорович» — такова была его подпольная кличка в Питере. В Финляндии Буренина знали как «Виктора».

И тут он вспомнил вдруг партийную кличку приезжего:

— Здравствуйте, товарищ Василий. Давно из Питера? Как там дела? Как Никитич?

Приезжий понизил голос:

29