Вокруг света 1985-12, страница 52— Эй,— вскрикивает зрительница в «партере».— Ты до того увлекся, что наступил мне на ногу! — И с луком поосюрожней! — язвит другая. Кругом хохочут. Но вот появляется соперник — молодой, красиво раскрашенный воин. Кажется, в его победе можно не сомневаться. Однако сценка заканчивается неопределенно: женщина никому не достается. Короткий антракт прерывается вскриком: — Берегитесь! Не дотрагивайтесь до них! В хижину прокрались две страшные фигуры. Влажная глина покрывает их прямоугольные маски и наряд из лиан и листьев. В сжатых кулаках — красные цветы, что означает кровь. Это горные духи. Считается, что прежде чем попасть в поселок из своих пещер, они долго пробирались чер&з колючие заросли. Одна фигура метнулась к костру, руки — в огонь и ворошит золу. «Они не боятся огня!» — ахают зрители. Духи предков, всегда следящие за живыми, всегда готовы или наградить своего потомка, или навредить ему, смотря по его поведению. И пусть зрители — по шрамам ли, по фигуре — узнали соплеменника, в этот момент они его боятся: если человек надел наряд духа, он на время в него и превращается. Более того, актер ощущает себя нечеловеком и, например, не чувствует в этом состоянии жара золы. Ожоги дадут о себе знать лишь после спектакля. В одной из сценок этой серии дух умершего гими — одного из предков — дружески беседует с австралийским чиновником. Актер в шортах, рубахе и шапке, с лицом и ногами, выкрашенными белой глиной, довольно реально играет белого. Но по представлениям новогвинейских горцев все белые — всего лишь неприкаянные духи, что подтверждает неестественный — светлый — цвет их кожи. Еще четверть века назад гими были воинственным народом. Энергичные действия правительства положили конец междоусобицам. Войны отошли в область преданий, но оставили несколько сцен в театральных представлениях. — ...Хва! Хва! — звучит военный клич племени. Актеры, устрашающе раскрашенные и вооруженные до зубов, устремляются под одобрительные крики зрителей на врага. — Хва! Хва! Хва! И вот уже противник осыпан стрелами. Его играет артист, втиснутый в кокон из коры. Руки, прикрытые щитками, судорожно сжимают лук. Бамбуковые стрелы, которые выпускают в него вои-ны-гими( пробивают кору и покалывают голое тело — но играть приходится без дублера. И наконец враг падает, смертельно раненный. Соплеменники хотят унести своего товарища. Жарче схватка — и гими вынуждают противника бежать, |