Вокруг света 1985-12, страница 53

Вокруг света 1985-12, страница 53

бросив умирающего. Победители окружают жертву. «Лети к пещерам горы Хана!» — кричат они.

Это воины приказывают жизненной силе, отлетающей от умирающего врага, соединиться в пещере с духами умерших — и соплеменников, и недругов. Там, в пещерах горы Хана, и скапливается энергия, сгущается новая жизнь, которая воплотится в новорожденном или в обильном урожае. Именно эту энергию и старались добыть вои-ны-гими у врага.

Вера в жизненную силу — «ману»,— существующую независимо от человека и покидающую его тело со смертью, чтобы перейти к другому, общая для папуасов и меланезийцев. И зачастую многие их поступки совершались с одной целью: добыть или сберечь «ману».

Артисты на сцене тратят массу сил. Зрителю тоже нелегко: ведь он очень живо реагирует, волнуется, испытывает то отвращение к отрицательным героям, то восторг — а это все расход «маны». Чем лучше играет актер, тем острее переживает зритель. Зритель затем должен одарить актеров со щедростью, пропорциональной своей взволнованности. Прежде дарили раковины, пестрые перья, теперь — монеты.

Зато на следующий день актеры, подсчитав приношения, должны одарить зрителей вдвойне. И чем лучше играют актеры, тем дороже им это обходится. Европейский театр при таких нравах прогорел бы в три вечера!

По материалам иностранной печати

НАШИ ЛАУРЕАТ Ы

Редколлегия журнала «Вокруг света» подвела итоги конкурсов на лучшие литературные, публицистические, научно-художественные произведения, литературные переводы, фотографические и художественно-графические работы, опубликованные в журнале и приложении «Искатель» в 1985 году.

Лауреатами признано 18 наших авторов.

Дипломы журнала «Вокруг света» и премии присуждены:

Первые премии

Ивану ВЕЛЕНЦУ, полковнику,— за очерк «В день взятия Берлина» (№ 5);

Ревокату КОЗЬМИНУ, журналисту,— за очерки «Уруп, зернышко России» (№ 1), «Сахалин» выходит на курс» (№ 8) и «На восходе, у кромки прибоя» (№ 12). Вторые премии

Василию ГОЛОВНИНУ, журналисту,— за очерк «Рай» за колючей проволокой» |№ 9|;

Анатолию ГУСЕВУ, художнику,— за иллюстрации к фантастической повести Г. Темкина «Двадцать шестой сезон» 1№ 1—3);

Валентину ПИКУЛЮ, писателю,— за рассказ «Тепло русской печки» (№ 10);

Юлию ПЛАТОВУ, кандидату физико-математических наук, и Владимиру МИГУЛИ-НУ, члену-корреспонденту АН СССР,— за подборку материалов «Огни в сумеречном небе» и «Поиск вместо вымысла» (№ 2).

Третьи премии

Владимиру БЕЛЯКОВУ и Игорю РОСТОВЦЕВУ, журналистам,— за документальную повесть «Долина ада» (№ 3—4);

Евгению ЕГОРОВУ (Б. БАБАНОВУ) и Карине МУКОСЕЕВОЙ, журналистам,— за фоторепортаж «Меж песками и океаном» (№ 9);

Генриху КОМАРОВУ, художнику,— за художественно-графическое оформление материалов, опубликованных в журнале;

Александру МИЛОВСКОМУ, журналисту,— за фотоочерк «Этой ночью прискачет Янис» (№ 6);

Виталию НАУМКИНУ, доктору исторических наук,— за очерк «Остров блаженства» (№ 3);

Евгению ФАКТОРОВИЧУ, переводчику,— за перевод романа В. Шрайера «Неоконченный сценарий» (№ 4—8).

За произведения, опубликованные в приложении «Искатель», дипломы и премии присуждены: Первая премия

Борису БАРЫШНИКОВУ — за повесть «Большой охотничий сезон» (№ 6); Вторые премии

Игорю АНДРЕЕВУ — за повесть «Прорыв» (№ 2);

Александру КЛИМОВУ — за рассказ «Сад Гесперид» (№ 2).

Редколлегия поздравляет лауреатов конкурсов. В 1986 году конкурсы будут продолжены.

muJ>omo

читателей

НА ПЕРЕКРЕСТКАХ CABAHHAKETA

Название этого лаосского города Са-ваннакет, что переводится как «опушка рая». В народе город называют просто Саванн-«рай».

Сюда, на «утренний рынок» в центре тянутся по утрам повозки с земными богатствами: рисом, кукурузой, касса-вой, бататом, арахисом, россыпью красноватых зерен необрушенного кофе с плато Боловен, нежно-желтых зерен проросшей сои. Сюда спешат, неся корзины овощей и связки табачного листа и бананов. Катят тележки с грудами сахарного тростника. Даже если весь товар — блюдо сушеной рыбки, спешат сюда: недолог «утренний рынок» — надо успеть купить-продать и обменяться новостями, согреться чашкой кофе...

Фото Сергея КОЗИЦКОГО