Вокруг света 1985-12, страница 62л - _ 4 - v,, > ; т • "> . ВЛАСТИТЕЛЬ ВОЗДУШНОГО ОКЕАНА На нашей фотографии — птенец темно-спинного альбатроса. Этот вид, обитающий в умеренных широтах Тихого океана, гнездится на небольших океанических островах. В гнезде всегда бывает лишь один птенец. В возрасте четырех месяцев по размерам он уже догоняет родителей, но... все еще покрыт пухом. Пройдет еще пять месяцев, и вместе с папой и мамой молодой альбатрос улетит в воздушные просторы океана. А перед полетом нужно поразмять крылья. Кстати сказать, их размах у темноспинного альбатроса более 180 сантиметров. Этот птенец создаст свою семью лишь через шесть лет... 1ЕАТР НА БУКСИРЕ Неожиданное появление посреди моря этой плавучей громадины привело в недоумение жителей и отдыхающих Адриатического побережья Югославии. Лишь когда буксирное судно пришвартовалось в Дубровнике, нахлынувшая толпа узнала, что к ним со своим зданием, построенным по образцу театра XIV века, приплыл венецианский «Театро дель Мондо». На протяжении двух недель — сегодня здесь, завтра гам — в прибрежных городах и поселках шли фольклорные итальянские спектакли, звучали старинные морские баллады. БИТВА ЦВЕТОВ Знатоки декоративного цветоводства еше несколько десятилетий назад знали бегонию как жителя сугубо комнатного и оранжерейного. По крайней мере, в Европе этот недавний выходец из тропиков и субтропиков воспринимал капризы погоды исключительно сквозь оконные и парниковые стекла. Но известно безграничное терпение и трудолюбие цветоводов: заслуга голландских, например, в том, что символом страны стал степной житель — тюльпан. И в соседней Бельгии, кажется, всерьез занялись поисками своего символа. Результаты многолетних трудов налицо: вот уже не первый год в августе в маленьких городках — а они небогаты приманками для туристов — Бланкенберге и Лохристи устраивают «карнавал цветов». Королева их — бегония клубневая, носительница ярких — от снежно-белых до пламенно-оранжевых и мрачно-бордовых — соцветий. В преддверии дождливой осени городки выглядят пышно и весело из-за обилия махровых бегоний. Их выращивают столь много, что остается вдоволь и на цветочные композиции, которые служат гвоздем карнавала — «битвы цветов». Эта композиция — турнир средневековых рыцарей — была представлена на августовском карнавале бегоний в Бланкенберге, фламандском городке на берегу Северного моря. ЗОНТИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ В поведении земляных белок, обитающих на юге Африки, натуралисты давно замечали одну особенность. Бежит-бежит зверек но иссушенной земле под безжалостным солнием — вдруг застынет на месте, распустит над собой хвост, который по длине равен 1®лу, и стоит, словно о чем-то мучительно размышляет. После длительных наблюдений биологи пришли к неожиданному выводу. Белки ежедневно по многу часов заняты поиском пищи — при этом они удаляются от родной норки на значительные расстояния. Кругом ни деревца, солнце палит немилосердно. Чтобы отдышаться в тени, надо искать подручные средства. А что более «под рукой», чем собственный хвост? Земляная белка, заслонившись от солнца на несколько минут хвостом, снижает температуру тела на восемь градусов. Она прибегает к этой уловке, когда ее тело нагревается до опасного предела — сорока градусов. Такие «привалы в тени» позволяют зверьку находиться на солнце по семь часов! У беличьего противосолнечного зонтика большое преимущество: его никак уж не забудешь дома. БЕЗОТВЕТНЫЙ ГИГАНТ Неподалеку от приморского городка Ти-пазы, приблизительно в шестидесяти километрах западнее столицы Алжира, возвышается гигантское сооружение округлой формы, достигающее в высоту сорока метров. Его диаметр — 63 метра, сложено оно свыше двух тысяч лет назад из каменных стокилограммовых блоков и представляет собой могильник. Таковы, пожалуй, единственные достоверные сведения об этом сооружении. Уже много раз люди пытались узнать, что в нем скрыто, однако до сих пор все попытки проникнуть внутрь колосса терпели неудачу. Довольно неприглядную попытку предпринял с этой целью в XVIII столетии один турецкий паша. Он приказал стрелять по мавзолею из пушек. В результате на наружной стене появились выбоины, а загадка осталась неразгаданной. Дорожный указатель, который стоит на пути из Алжира в Оран, сообщает, что здесь, у Типазы, погребена жена царя Мавритании. Она якобы была дочерью Клеопатры и Антония и звалась Клеопатрой Селеной. Согласно другой версии это надгробный памятник одному мавританскому властителю. Из-за нанесенных на четырех ложных дверях знаков креста сооружение порой принимают за христианское захоронение, что явно необоснованно: во-первых, колосс у Типазы старше, чем христианство, а во-вторых, в северном Алжире имеется немало строений дохристианского происхождения с подобными же крестами. Когда в середине XIX века археологи обнаружили настоящий вход в памятник, то первым делом они наткнулись на коридор длиной 150 метров: он вел в погребальную камеру размером два на три метра, которую сторожили два каменных льва. Три ниши в камере были истолкованы как места для урн с прахом. Но ничего больше ученые не обнаружили. Некоторое время назад у подножия гробницы был неожиданно зарегистрирован шум моря. Но памятник удален от побережья на несколько километров, а его основание лежит на высоте 261 метра над уровнем моря. Археологи предположили, что существует связь между гигантским сооружением и базиликой IV столетия, расположенной вблизи берега. В прошлом году ученые обследовали памятник с помощью электронных зондирующих приборов — и опять без успеха. Колосс продолжает хранить свою тайну
|