Вокруг света 1986-08, страница 64

Вокруг света 1986-08, страница 64

ЧЕМ ДЫШАЛИ ФАРАОНЫ?

Тридцать с лишним лет назад из склепа, обнаруженного внутри пирамиды Хеопса, была извлечена большая многовесельная лодка (она изображена на фотографии). Чуть позже рядом выявили еще один зал — тоже загерметизированный древними строителями. Три десятилетия ученые не решались проникнуть в него, да и сейчас не спешат.ворваться внутрь. В чем причина? В воздухе. В воздухе, которому четыре тысячи шестьсот лет!..

Стены склепа были прозондированы микроволновым излучением, компьютер определил, где удобнее всего проникнуть внутрь, не повредив содержимого. Но прежде чем вскрывать зал, ученые проведут тонкую работу. Первым в склеп проникнет специальный бур, дающий минимум тепла, вибрации и пыли: очень важно, чтобы воздух двадцатого века не смешался с воздухом третьего тысячелетия до нашей эры. Через отверстие возьмут образцы воздуха, замерят важнейшие показатели: влажность, химический состав и прочее. Данные пригодятся для разных специалистов. Климатологи, например, сделают выводы о переменах в составе атмосферы, выяснят, насколько возросло содержание углекислого газа. После взятия образцов через то же отверстие введут гибкий световод, сопряженный с миниатюрной телекамерой. Тщательный осмотр, фотографирование — и только потом разборка потолка. Египтологов очень интересует, будет ли найдена вторая лодка. Ведь, по древнеегипетскому канону, фараон в загробном плавании пользовался двумя судами: на одном поднимался к истокам Нила, на другом спускался к морю. На найденной лодке есть весла — значит, на ней фараону «предстояло» идти вверх по реке. Если найдут вторую, на ней должна быть мачта и парус—плыть по течению.

— Работы займут год-два,— говорит руководитель исследований Фарук Эль-Баз.— Лучше не спешить, а то легко допустить ошибки в столь уникальном деле. Страшно подумать, что в 1954 году археологи могли запросто вскрыть и второй склеп — так же поспешно и грубо, как первый. К счастью, здравый смысл восторжествовал и позволил дождаться более совершенной техники восьмидесятых годов...

ТЕФРА ДАЕТ ОТВЕТ

«Ночью после празднования дня святого Дунстана в шестой раз поднялся огонь над горой Геклой, и от падавшего пепла воцарилась такая великая тьма, что в некоторых местах с девяти часов утра до полудня люди не видели ни проблеска света, как если бы были слепые, а к концу дня тьма еще больше сгустилась, и это продолжалось много дней. Вблизи Эйяфьёдля пепла выпало по щиколотку, и от этого погибло много скота».

Так зафиксировала хроника извержение исландского вулкана Гекла в 1341 году. Помимо исторических свидетельств, есть еще и геологическая память об извержениях— слои выброшенного вулканом пи-рокластического материала, или тефры. Каждое извержение оставляет свой геологический «паспорт», который трудно спутать с другими. Так на стыке истории и вулканологии родился новый метод датировки исторических событий — тефрохро-нология. Он основан на изучении слоев тефры. Особенно действен этот метод в Исландии — стране действующих вулканов, где почва во многих местах представляет собой «пирог», до 150 раз переслоенный

вулканическим пеплом. Данные тефрохро-нологии очень нужны археологам, геоморфологам, гляциологам и даже палеоэкологам: ведь в слоях тефры попадаются останки животных, застигнутых извержением.

На нашей фотографии изображена заброшенная ферма на юге Исландии, снятая с воздуха. Люди покинули ее из-за эрозии пастбищных угодий. Только с помощью тефрохронологии удалось установить, когда это произошло.

ЖУЮЩИЙ ВОДУ

Молох — кровожадное божество древних народов Ближнего Востока, для умилостивления которого сжигали малолетних детей. Молох, живущий в Австралии, на вид тоже очень страшный, но зато он невелик — всего двадцать сантиметров в длину — и поедает не маленьких детей, а муравьев. Причем этих насекомых молох—ящерица семейства агам — уничтожает в огромных количествах: за один присест он может съесть более полутора тысяч муравьев. Животное передвигается очень медленно, все его тело покрыто чешуей с острыми колючими выростами. При угрозе нападения молбх предпочитает пассивную оборону: меняет, как хамелеон, свою окраску, чтобы слиться с окружающим фоном. Если эта уловка не срабатывает, ящерица прячет голову между передними ногами, подставляя напавшему хищнику большие шипы, надеясь, что они отпугнут змей и крупных ящериц, которые обычно заглатывают добычу целиком.

Жизнь в австралийской пустыне имеет свои трудности, из которых основная — нехватка воды. Однако молох приспособился. Когда эта ящерица находит какую-нибудь лужу или ямку с водой, то быстро влезает в нее и начинает впитывать воду... всей кожей — через крошечные канальцы между чешуйками. Причем вода не просачивается непосредственно в тело молоха, а по сети канальцев поступает к краю рта, и ящерица слизывает капли влаги, двигая челюстямй: получается, что она не пьет, а жует воду Все эти особенности делают молоха совершенно уникальным животным. Это подтверждается и классификацией: род молохов представлен одним-единствен-ным видом.

ОБЕД ПОД СЕДЛОМ

Трудно сосчитать, сколько существует на свете мясных блюд: в каждой национальной кухне их сотни. Но, пожалуй, самым необыкновенным способом приготовления мяса пользуются аргентинские пастухи — гаучо. Утром, перед тем как выехать на пастбище, гаучо нарезает сырое мясо тонкими полосками и... укладывает его под седло. После дня непрерывной скачки мясо совершенно размягчается, а тепла, выделяемого разгоряченным конем, достаточно, чтобы блюдо к вечеру достигло состояния готовности.

БАРОМЕТР МИКЕЛАНДЖЕЛО

Жители итальянской столицы больше доверяют старинному римскому «барометру», нежели сводкам местной метеослужбы. Таким «барометром» служат... фрески Ми-келанджело в Сикстинской капелле в Ватикане. Если они темнеют — жди грозу и дождей. Если же фрески во всем своем великолепии сверкают красками, то—пусть даже небо покрыто облаками — все равно дождю не бывать. Римляне утверждают, что фрески никогда не ошибаются.

62