Вокруг света 1987-04, страница 20сцены охоты на диких быков и птиц, изгоняются «злые духи», а вот и знаменитый танец бариба — сесиину: мужчины в нарядах, обшитых раковинами каури и зеркальцами, ритмично приплясывают под бой самг-банов, задорно топая ногами, увешанными соломенными погремушками. После небольшого перерыва — кульминация Гани: верховный вождь — король бариба Серо Тассу на белом скакуне объезжает свя- испытали на себе и французские колониальные войска. Колониальная администрация, желая наказать непокорный народ, перенесла в начале века столицу из Никки в Бараку, полагая, что город будет обречен на забвение. Но Никки не сдался, он и по сей день сохраняет свое значение как центр культуры и традиций бариба. И наконец, заключительная церемония: вожди племен в богатых, расшитых серебром и золотом, Всадники бариба всегда отлично владели искусством верховой езды, в совершенстве метали копья и дротики, слыли непревзойденными стрелками из лука. И ныне на празднествах бариба демонстрируют свои способности наездников и стрелков, только смысл конного ристалища изменился. Никто никого не собирается устрашать. Военное искусство превратилось в спортивное мастерство, а сами праздники, символизируя преемственность культурных традиций, воплощают в себе дань уважения предкам. } 'Г, '.т i щт щенные места в окрестностях Никки: мечеть Баа-Демам, Анаимиру — резиденцию мусульманского духовенства, Тем Яку Вакару — место хранения военной и охотничьей добычи, могилы предков. Короля сопровождает кавалерия — знаменитые всадники бариба, вожди основных племен. В средние века эти всадники, вооруженные длинными пиками, копьями, дротиками, мечами «консу», наводили ужас на соседние народы. И хотя бариба — непревзойденные стрелки из лука, они всегда предпочитали сражаться с врагом лицом к лицу. Военное искусство бариба одеяниях приносят дары священным бара-бакану, а затем, гарцуя на скакунах, демонстрируют высокое искусство верховой езды. Народная власть — и нынешний Гани тому подтверждение — заботится о сохранении исторического и культурного наследия, ремесел и традиционного искусства. Если в прошлом Гани носил чисто религиозный характер, то теперь это прежде всего праздник национальной культуры. Колдун-гриот превращается в поэта, певца-глашатая, бара-бакану гремят, приветствуя не только короля, но и выпускников начальных школ провин ции Боргу, которым на празднике вручаются награды. А активисты Организации революционной молодежи Бенина под занавес праздника устраивают концерт революционной песни. В одной из местных газет я прочитал такое определение Гани: «диалог между ценностями традиционной цивилизации и новой идеологией революции». Да, действительно диалог, а проще — встреча. Ежегодная встреча прошлого и будущего. Котону — Москва
|