Вокруг света 1987-08, страница 44

Вокруг света 1987-08, страница 44

ИГОРЬ МОЖЕЙКО, доктор исторических наук

СМЕРТЬ ИМПЕРАТОРА

Деяния этого человека были столь невероятны, что порой трудно поверить китайским ^ летописцам, при всем уважении к их объективности и глубоким познаниям.

Император Цинь Ши-Хуанди родился в 259 году до нашей эры. В тринадцать лет он занял престол в одном из царств, на которые был поделен Китай. Много лет он расширял свои владения, воевал, интриговал, прежде чем ему удалось впервые в истории объединить под своей властью всю страну. После этого первый император Китая занялся устройством дел в стране — разделил ее на провинции, ввел свод законов, систему мер и весов. А лишнее оружие, накопившееся в долгих войнах, приказал переплавить на колокола.

Окончание. Начало см. в № 7, 1987 г.

Во всей Вселенной не осталось человека, способного сравниться величием с Цинь Ши-Хуанди. Правда, к западу лежали другие земли, известные нам как Индия, Греция, Рим, но вряд ли император многое знал о них, а и знал бы, не поинтересовался. К моменту создания империи ему было сорок лет — немалый возраст для тех древних времен.

Настало время заняться поисками бессмертия — беспокоили старые раны, сказывался возраст, а царствовать предстояло еще тысячу лет. Разумеется, при дворе появились люди, готовые помочь императору. Некий Сюй Ши сообщил, что посреди моря есть три острова, населенные вечно молодыми неболштелями. Одного из них он даже встречал, но расстаться с секретом молодости тот был согласен лишь в обмен на три тысячи самых красивых юношей и девушек империи. Девушки и юноши тут же были отобраны и посажены на корабли. Флотилия отплыла в неизвестном

направлении. Никто из посланных не вернулся. Возможно, небожители слукавили. Есть, правда, версия, что корабли достигли берегов Японии и их пассажиры поселились там.

За делами личными Цинь Ши-Хуанди не забывал и о государственных. Именно ему принадлежит заслуга строительства Великой Китайской стены — преграда от набегов кочевых племен длиной в несколько тысяч километров. Возводили ее миллионы крестьян, пленных и ссыльных, и число погибших на строительстве превышает всякое воображение.

Нельзя сказать, что не существовала оппозиция императору. Ему все время приходилось подавлять восстания, бунты, расправляться с заговорами. Основной идеологической силой в империи были конфуцианцы, претендовавшие не только на монополию в области духовной, но и привыкшие к тому, что все предыдущие правители Китая признавали их авторитет. Судя по версии, исходящей