Вокруг света 1987-12, страница 12

Вокруг света 1987-12, страница 12

сутствие целыми днями мужчин придает общине его черты. Ведь основа экономики — натуральное хозяйство, и ведет его женщина.

Сохранение общинной организации кунов стало возможным в силу «двойной иерархии». С одной стороны — почти полное признание мужчинами главенствующей роли женщины в семье. С другой — подчинение племенным властям — знахарям-иннатуледи и поселковым старостам-с айл а.

Сайла распределяет общинные работы в рыболовстве, сборе плодов, при сооружении жилищ, он следит за порядком в поселке, дает разрешение на поездку в столицу — без него куны не могут приобрести билет на самолет. Когда дело касается всего поселка, сайла и знахарь собирают в просторной общественной хижине сходку — кабильдо, чтобы обсудить, где лучше ловить рыбу или как выгоднее продать кокосовые орехи, решить споры между соседями, семейные ссоры. Следуя традиции, сайла нередко обращается к участникам кабильдо в форме... песни.

— Еще в 50-х годах куны старались не пускать на острова иностранцев, в том числе и самих панамцев,— рассказывал Васкес.— Но от жизни не спрячешься! Правительство убедило кунов открыть острова для туристов, а это повлекло за собой развитие ремесел. Я бы даже сказал, что родилась новая кустарная отрасль.

У одной из хижин стояла женщина. Васкес что-то сказал, и она скрылась в доме. А когда вышла снова, мы увидели у нее на груди большое треугольное ожерелье, которое перевивалось и играло всеми цветами радуги.

~ Это украшение из бисера — ча-киры,— объяснял Васкес.— Мужчины привозят чакиру из Колумбии, Какой узор вышить — забота мастерицы. Это ожерелье — свидетельство высокого положения его обладательницы в общине кунов.

Между тем какой-то шустрый мальчонка ловко вскарабкался на пальму и сбросил вниз два кокоса. Женщина прижала орех босой ногой к песку и схватила его клещами с длинными ручками: один «зуб» клещей вонзился в то место, где была плодоножка, женщина сжала ручки и — отверстие готово.

Сан-Блас — главный поставщик кокосовых орехов на всю Панаму. С прошлого века кокос — предмет торговли и товарообмена, в некоторых лавках он и сегодня заменяет деньги. Если орехи продают с общинной плантации,— а на крупных островах еще сохраняются общинные земли наряду с индивидуальными участками,— часть выручки делят между теми, кто работал на плантации, а часть поступает в общинную казну. В прошлом торговля велась преимущественно контрабандно, и кокос, случалось, становился причиной политических конфликтов между Панамой и Колумбией.

Другая важная сфера хозяйственной деятельности кунов — рыболовство. У берега на рыбу охотятся с помощью длинного и тонкого копья, лука со стрелами либо деревянного трезубца. В заливе и в океане рыбу ловят на крючок или ставят сети. Куны умело управляют узкими пирогами-долбленками. На них плавают по рекам перешейка, а колумбийские куны даже преодолевают весьма приличное расстояние, добираясь до архипелага Сан-Блас.

Лодки выдалбливают из стволов деревьев-гигантов. Как мне рассказали, дерево валят по указанию знающего человека, который определяет момент рубки в зависимости от фазы Луны — иначе, мол, в древесине заведутся жучки, гниль. И я вновь удивился сходству — по таким же правилам действуют индейцы, живущие за тысячи километров от Сан-Бласа — в Амазонии!..

«Великие нэле» — родоначальники племени — завещали кунам соблюдать обряды и племенные обычаи. Пожалуй, нагляднее всего они проявляются в облике и одежде женщин — главных хранительниц традиций.

В книге журналиста С. Сычева «Страна меж двух океанов» я прочел легенду. «Предводитель индейцев Тамир Сон Пон, вернувшись из дальних странствий, однажды увидел, что его молодая жена поцеловала индейца, отличившегося в этом походе и завоевавшего уважение своих соплеменников. Предводитель рассердился и велел проколоть ей перегородку носа и повесить кольцо такого размера, чтобы оно мешало раздавать поцелуи. Он распорядился провести подобную процедуру со всеми женщинами племени».

И поныне девочкам прокалывают нос и уши в раннем возрасте — уже с 4—5 лет они носят кольцо и серьги. Девочки подрастают, и кольцо меняют на более крупное. Серьги у взрослых женщин-куна огромные — десять-пятнадцать сантиметров в диаметре. Они такие тяжелые, что мочка уха их не выдерживает, и приходится — чтобы выглядеть красивой! — поддерживать их тонким шнурком. Любимы у кунов и ожерелья из старинных золотых и серебряных монет (я видел одно из 400 штук!), браслеты из бисера носят и на запястьях, и на лодыжках.

Некоторые ученые считают, что одежда и украшения, а еще больше прикладное искусство кунов — мола, кустарные изделия из ткани и скульп-турки в виде небольших деревянных фигурок — могли бы послужить ключом к разгадке происхождения кунов.

Мола — это многослойная аппликация на ткани, когда полоски нашиваются так, что видны предыдущие цветные кусочки. Иногда аппликация дополняется вышивкой.

Узоры эти на самые разнообразные темы: животный мир и флора, люди и празднества, религиозные и мифо

логические сюжеты, абстрактные фигуры. Старинные молы, однако, не повторяются, и поэтому коллекционеры ищут их с особым рвением. Ни в одной другой стране Латинской Америки, где мне приходилось бывать, я не встречал рукоделий, подобных молам кунов.

Менее известна другая символика кунов — учу. фигурки из твердого дерева. В прошлом их использовали знахари-лекари при изгнании злых духов. Большие учу из белого дерева — бальсы, пускали в ход при заклинании стихийных бедствий вроде наводнений. Если учу не помогало, то немедленно утрачивало и значение, и назначение. Когда же учу доказывало свою «силу», его хранили в общественной хижине.

Когда возвращались с Налунеги, я попросил Васкеса сказать что-нибудь на родном языке.

— Ики пе нуга,— был ответ.— Как вас зовут?

— А как спросить: «Как называется этот остров?»

— Ики ити тупу нуга?

— Можно ли изобразить это на бумаге?

Васкес покачал головой:

— Письменность кунов — пиктограммы, рисунки-внаки. Они изображали различные сцены из жизни, легенды. Но это было давно. Хотя наш архипелаг и называют «оазисом древности», не думаю, чтобы на островах нашелся сайла, который смог бы прочитать послание предков. Вот, посмотрите.

Васкес вытащил из бумажника сложенный вчетверо листок бумаги и развернул его. На листке были изображены ряды человеческих фигурок: некоторые — вниз головой, некоторые окружены овалом, около иных в несколько рядов выстроились какие-то жуки.

— Ученые, говорят, расшифровали наши письмена. Но для меня это темная грамота, Египет — и только...— Васкес рассмеялся, довольный собственной шуткой, и бережно убрал листок в бумажник.

Говорят, одна из отличительных черт характера кунов — их замкнутость, настороженное отношение к «белому человеку». Но это внешняя сторона. Стоит провести среди них несколько дней, проявить искренность и сердечность,„как куны отвечают расположением и доброжелательностью. Правда, они не любят распространяться о личных делах, зато охотно говорят о жизни племени, обычаях и традициях.

Современной науке немногое известно о внутреннем мире индейца-куна — его богах, которым он продолжает поклоняться, его образе мыслей, взглядах на мир и человеческое общество, о роли отдельного индивидуума, словом, о его «философии мироздания».

На небольшом островке Корбиски, что неподалеку от Порвенира, я познакомился с одним из старейшин племени по имени Леонардо. То ли потому, что меня рекомендовал Вас-