Вокруг света 1987-12, страница 10Воздушное испытание нервов и желудков подошло к концу, и «аэротакси», попрыгав по неровной посадочной полосе острова Порвенир, застыло возле двухэтажного здания. Пилот Эдуардо Лобо развел руками: — Дорога, конечно, ухабистая,— сказал он.— Зато быстро. Спешу в спасительную тень около здания, где ко мне подходит низкорослый крепыш с черными, цвета воронова крыла, волосами и чуть раскосыми, широко поставленными глазами. Меня поразил цвет его кожи — не просто смуглый, но чуть ли не кирпичного оттенка. Он назвал мою фамилию, я кивнул, и он представился: — Альберто Васкес, ваш гид. Добро пожаловать на Сан-Блас! Легенда о возникновении архипелага Сан-Блас (его также называют Лас-Мулатас — архипелаг Мулаток) гласит, что творец трудился целый год, создавая по острову в день и аккуратно расставляя их вдоль ка-рибского побережья Панамы. Видимо, год тот был високосным, потому и островов в архипелаге оказалось 366. Цепь островов начинается в заливе Сан-Блас и тянется параллельно одноименной горной гряде на целых полтысячи километров, до залива Дарьен, до самой Колумбии. Большинство островков — «с ноготок» — всего несколько сотен квадратных метров. Все они формировались по одной схеме: на коралловые отложения волны наносят песок, ветер забрасывает с побережья семена растений и... Обитаемых островов в архипелаге 51. ВАДИМ ЛИСТОВ У КУНОВ, НА АРХИПЕЛАГЕ САН-БЛАС Двухмиллионное население Республики Панама весьма пестро по этническому составу. В «этническом котле» смешались потомки испанцев и африканских рабов, китайцы и индусы, а на четверть население состоит из индейских народов и племен. Индейцев чокоэ, живущих в провинции Дарьен, всего шесть-семь тысяч, индейцев гуайями — около 45 тысяч. На фоне этнической чересполосицы население Сан-Бласа, куны,— одна из наиболее крупных этнических групп, составляющих семью индейских народов страны. На архипелаге Сан-Блас кунов примерно 24 тысячи, да еще полторы-две тысячи — в провинции Дарьен, одном из самых глухих и труднодоступных районов перешейка. Первооткрывателем архипелага считают испанского конкистадора Родриго де Бастидаса. Он в сопровождении Хуана де ла Косы и Васко Нуньеса де Бальбоа достиг побережья Панамы в 1501 году. Кто нарек именем Сан-Блас мыс, залив и весь архипелаг — неизвестно. По одной версии это сделал Христофор Колумб в ноябре 1502 года во время своего четвертого плавания в Новый Свет. Зато вполне достоверно, что первое обследование земли кунов провел конкистадор Диего де Ни-куэса, описавший ее как «болотистую, нездоровую и редконаселенную». Произошло это в 1509 году. К моменту появления в Панаме испанцев куны выращивали кукурузу и фасоль, тыкву и маниок, хлопок и табак. Испанцев поразили яркие ткани, изготовлявшиеся на примитивных ткацких станках, вырезанные из твердого дерева фигурки и женские украшения из самородного золота, намытого в горных реках. А вот гончарное дело кунам было почти неведомо. Аборигены рассказали пришельцам, что давным-давно, когда бог только-только успел расставить острова вдоль побережья и поселить на них кунов, спустились с неба на землю «великие нэле» — родоначальники племени. Они обучили кунов языку и некоторым ремеслам, показали, как строить хижины из бамбука и листьев пальм, а из их стволов выдалбливать пироги, как рыбачить, обрабатывать землю, плести гамаки, ткать и вышивать. Конечно, это красивая легенда. Единственной и обоснованной теории происхождения кунов нет до сих пор. По одной из гипотез куны появились на Панамском перешейке и архипелаге Сан-Блас за четыре тысячи лет до нашей эры, эмигрировав из долины Евфрата. Это — назовем его смелым — мнение основывается на сравнении узоров, вышивок и аппликаций кунов, которые схожи с узорами, характерными для обитателей Месопотамии. Значительно более обоснованно выглядит версия о «материковом» происхождении кунов. В континентальный период куны были весьма многочисленны, имели свою форму общественной организации — федерации деревень. Однако под натиском враждебных племен, а позже испанских колонизаторов и миссионеров, стремившихся навязать им католичество, куны отступали со своих земель, пока не «спрыгнули в море» и не поселились на островах Сан-Блас. Называют даже дату начала заселения ими архипелага — год 1850-й. Все громче в последние годы звучат голоса этнографов, доказывающих, что культура кунов некогда была связана с культурами индейских народов Центральной Америки. Существует большое сходство между узорами на браслетах из бисера, которые мастерят и носят женщины-куна и женщины-уичоле, живущие на территории Мексики. Различны и версии о языке кунов, который до недавней поры относили к языковой семье чибча (Колумбия). Но мягкий и напевный, он, оказалось, сродни языку индейцев уаве из района Сан-Матео-дель-Мар на юго-западйом побережье Мексики. Впрочем, происхождение уаве тоже пока неясно... Термины, которыми куны называют друг друга, весьма разнообразны. «Ятола» — «люди гор», или «люди с юга» — живут в долине рек Баяно и Чепо, а «валатола» — «люди на излучинах рек» — в верховьях реки Чукунаке. «Пайятола» — «люди 8
|