Вокруг света 1987-12, страница 11vJb? / Й1 оттуда, где водятся змеи», обитают по берегам рек Пайя, Пукуро и Капе-ти, притоков Туиры. Обитателей зон Кайман и Аркиа куны с архипелага называют «танаквитола» — «люди с востока». В свою очередь, кунов Сан-Бласа все сухопутные группы зовут «телматола» — «люди с моря». Колониальный период в жизни кунов — испанская конкиста — был для них драматичным и длительным. Одно из наиболее воинственных племен на всем перешейке, куны до конца XVIII века не подчинялись пришельцам. Восставших индейцев порой поддерживали английские пираты, использовавшие Карибское побережье и острова Сан-Блас для стоянок и ремонта судов. Когда в 1903 году Панама, отделившись от Колумбии, стала независимой республикой, неприязненные отношения кунов с панамцами усугубились. Правительство Панамы разместило на острове Наргана тюрьму, полицейскую казарму и таможню, чтобы пресечь пути традиционного вывоза в Колумбию кокосов — а это важная статья дохода кунов. Злоупотребления правительственных чиновников и другие несправедливости вылились в последнее индейское восстание в Латинской Америке. В начале 20-х годов американский инженер Ричард О. Марш побывал на острове Мулатупо Сасарди, где жил один из вождей кунов — Ина Пахина. Делая вид, будто его тронули страдания племени, американец обещал добиться для них независимости. В действительности о человеколюбии Марша и речи быть не могло. Стоявшая за его спиной американская компания «Сан-Блас дивело-пмент» уже завладела обширными земельными участками на перешейке, где обитали куны, и стремилась прибрать к рукам лесные богатства, месторождения золота и других полезных ископаемых, равнинные пастбища, где можно было бы выращивать скот. «Марш и К°» составили заговор с целью изгнать с территории кунов «всех иностранцев» — а таковыми для кунов были в первую очередь панамцы — и «просить признания и защиты новой республики». 21 февраля 1925 года куны подняли восстание. Больше недели они были полновластными хозяевами островов. Но восстание не имело ни малейших шансов на успех, и 4 марта 1925 года на острове Порвенир L3 вождей отдельных групп кунов подписали с представителями правительства Панамы соглашение. В нем, в частности, признавалось право кунов на административную автономию, право выработать собственную систему образования. Но лишь в 1953 году правительство Панамы, приняв «Хартию индейцев», окончательно признало автономию кунов. ...В дверь моей комнаты в гостинице «Посада Анаи» постучал Альберто Васкес. Спустя несколько минут мы мчались на катере к острову Налу-неге. Хижины островного поселка вытянулись двумя неровными рядами. Сделаны дома из «отате» — толстых стеблей бамбука, крыты на два ската неизменными пальмовыми листьями. — Обычно туристов мы водим по «смотровой тропе»,— говорит Васкес.— Вам, журналисту, я покажу другое. Сворачиваем с главной улицы в один из переулков. Улица и переулки, пространства вокруг хижин были чисто прибраны и подметены. Васкес заходит в хижину, выглядывает из дверного проема и машет рукой: «Заходите». Предметы домашнего обихода аккуратно расставлены на полу из толстого слоя морского песка в одной половине, кухонная утварь — в другой. Между столбами натянуты два гамака. Возле двери на чурбаке сидит пожилая женщина. Она нашивает на кусок ткани узкие красные и белые полоски. — А где хозяин? — обращаюсь я к ней. — На «твердой земле». Работает на участке, да и дров пора привезти. Сын на рыбалке. Сноха пошла на лодке за водой,— отвечает она на ломаном испанском, не поднимая головы. — Чем занимаются у вас женщины? Какую работу вы считаете главной? — Главное — дети. Это дело матери, бабушки, теток. Шьем «молы», как вот эта, готовим пищу, убираем хижины. И все остальное... — Взрослые мужчины-куны спозаранку разъезжаются по делам. Островок остается на весь день во власти женщин, стариков и детей,— рассказывает Альберто Васкес, пока мы с ним ходим по поселку.— Куны строго придерживаются моногамии. Семейные, брачные узы и сегодня чтутся превыше всего. Куны далеко ушли от матриархата, но от-
|