Вокруг света 1988-03, страница 49прадеда. И это спустя 200 лет! Тем не менее, Солону удалось убедить потомков в абсолютной. правдивости своего рассказа об Атлантиде. Дело в том, что египетский жрец несказанно удивил афинского мудреца рассказом не об Атлантиде, а о его родном городе — Афинах. Очевидно, история Атлантиды вызвала в глазах Солона недоверие или иронию, и жрец это заметил. Тогда он и описал, как выглядели не только современные им Афины, но и какими они были 9000 лет назад — во время войны с атлантами. Вернувшись в Афины, Солон проверил услышанное от египтянина и убедился в достоверности его рассказа. Поездке Солона в Египет предшествовали важные события. Дело в том, что фараон Амасис, вступив на престол, был недоволен тем, что греки стали все чаще проникать в Египет, и запретил греческим купцам селиться вне города Нав-кратиса. Поэтому нетрудно предположить, о чем Солон мог спрашивать царя. Тогда-то и вступил в разговор жрец, присутствовавший при встрече. Вот как Платон излагает его речь: «О Солон, Солон! Вы, эллины, всегда дети, а старца эллина нет. Вы юны душою, потому что не имеете в душе ни одного старого мнения, которое опиралось бы на древние предания, и ни одного знания, поседевшего от времени. У вас и у других каждый раз едва упрочится письменность и другие средства, нужные (для этой цели) городам, как опять, через известное число лет, будто болезнь низвергся на вас небесный поток, и оставил из вас в живых только неграмотных и неученых; так что вы снова как будто молодеете, не сохраняя в памяти ничего, что происходило в древние времена как здесь, так и у вас». ОШИБКИ ПЛАТОНА, В КОТОРЫХ ОН НЕ ВИНОВАТ Жрец рассказал Солону: «Прежде всего припомним, что, согласно преданию, девять тысяч лет назад была война между теми народами, которые обитали по ту сторону Геракловых столпов, и всеми теми, кто жил по сю сторону». Солон, записывая сведения жреца, не мог допустить ошибки. Скорее всего, ошибся Платон. Жрец сказал, что она погибла «девять тысяч лет» назад. Но можно ли верить такому сообщению? Если письменность на Земле существует всего 4,5—5,5 тысячи лет, а Атлантида затонула 11,5 тысячи лет назад, то кто и как отсчитывал первые шесть тысяч лет (2,5 тысячи лет прошло с момента разговора Солона с жрецом до наших дней), когда не было письменности и, соответственно, хронологии? Здесь вполне возможна ошибка ровно в 10 раз. Например, жрец мог пользоваться малоазийской системой цифрового обозначения, принятой на всем побережье Малой Азии и известной в Египте (позже эта система стала называться «римской»). По малоазийской системе счета «тысяча» обозначалась знаком «М», а по древнегреческой (аттической) тем же самым знаком «М» — «десять тысяч». Вот эта-то «М» и могла обмануть Платона. Та же самая ошибка, между прочим, обнаруживается и в Библии. Причем, первые ее составители — неважно, кто это был — сами не смогли разобраться с невообразимой продолжительностью жизни пращуров от Адама до Авраама. Интересно то, что Библия дает нереальные сроки жизни и их двоякое толкование лишь до Авраама, а дальше все святые живут уже до 100 лет. Срок погружения Атлантиды, со слов египетского жреца,— «девятьсот лет назад», то есть она скрылась в морской пучине примерно в середине пятнадцатого столетия до нашей эры (567 + 900). И эта неточность у Платона — не единственная. С античных времен до наших дней идут жаркие споры насчет «Геракловых столпов». Некоторые исследователи считают, что «Геракловыми столпами» в эпоху Платона были скалы Абилик и Кальпа на берегах Гибралтарского пролива. И искать Атлантиду, в таком случае, надо только на дне Атлантики. В «Сочинениях Платона», которые, «по определению святейшего синода», вышли в Петербурге более ста лет назад, профессор Карпов писал: «О Геркулесовых столпах много ходило разноречивых слухов еще между древними. Геркулесовы столпы, говорит Гезихий, одни принимают за двойные столбы, другие за острова, одни признают нанос ным илом, другие — выступами материка; ...принимают также за города». Но предоставим слово Платону: «Через море это в те времена возможно было переправиться, ибо еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами. Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова, а с островов — на весь противолежащий материк, который охватывал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива являет собой лишь бухту с неким узким проходом в нее, тогда как море по ту сторону пролива есть море в собственном смысле слова, равно как и окружающая его земля может быть названа материком)». Ни о каких скалах жрец даже не упоминает, а однозначно разъясняет Солону, что Геракловы столпы — это пролив. Еще в 1912 году американский географ Балч утверждал, что Геракловы столпы — проливы между безымянными скалистыми островами Эгейского моря. А в 1983 году археологи Г. Галанопулос и Э. Бекон предположили, что это были мысы Тенар и Малея в архипелаге Киклад. Рассказ жреца о войне между народами, обитавшими «по ту и по сю сторону Геракловых столпов», указывает на одно важное обстоятельство: по «Геракловым столпам» проходила морская граница между Афинским государством и державой атлантов. Значит, «столпы» могли быть только в Эгейском море. А МОЖЕТ, ОНА НА МАТЕРИКЕ? Вчитаемся в описание легендарного острова: «Посейдон тот холм, на котором она (его жена Клейто) обитала, укрепляет по окружности, отделяя его от острова и огораживая его попеременно водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных три)». Заметим, что «укреплять и огораживать» — это чисто инженерные решения. И далее: «От моря они провели канал в три плет-ра (96 м) шириной и сто футов (30 м) глубиной, а в длину на пятьдесят стадиев (около 10 км) до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань». Если Атлантида.— остров, то зачем нужно было копать канал? Можно ведь найти удобную гавань и на побережье, местность-то равнинная, значит, должны существовать и естественные бухты?.. Но если предположить, что Атлантида находилась на материке, тогда понятно и назначение канала — он связывал ее с морем. Примеров такого расположения городов, особенно недалеко от устья полноводных рек, можно найти немало. Теперь легко объясняется и назначение земляных и водных колец — это были фортификационные сооружения. Такие рвы вокруг крепостных стен имели многие античные города. Да и сам Платон это подтверждает: «...Каналы, проведенные на ровном расстоянии от центра острова словно бы циркулем. Это заграждение было для людей непреодолимым». Согласитесь, что так можно гово Рисунки Г. КОМАРОВА , |
|