Вокруг света 1988-03, страница 52Милете и Приене, никто не понимал. И здесь особенно важно то, что это наречие даже с «лидийским не сходствует». Весьма красноречивые результаты дают поиски первоначального значения слов «кариатида», «атлант», «колонна». Витрувий подробно разъясняет смысл слова «кариатида»: «Пелопоннесская община Кария пошла на сговор против Греции с врагами ее, персами. Потом, когда греки победоносно, со славой вышли из войны, они с общесоюзного решения объявили поход против кариатов. И вот, когда город был взят, мужчины все перебиты, община ликвидирована, греки увели в рабство жен кариатов, причем не допустили их снимать с себя длинные одежды (столы) и уборы знатных замужних женщин, однако не для того, чтобы их гуртом провести в триумфальном шествии, а для того, чтобы они, показывая собою примерный образец увековеченного рабства, под гнетом тяжкого позора на глазах у всех несли кару за свою общину. На этом основании тогдашние архитекторы включили их изваяния в конструкцию общественных зданий в виде подставок, несущих падающую на них тяжесть». Атлантиды — скульптуры, изображающие мужскую фигуру (затем она стала называться «атлант») — появились в XIII веке до нашей эры. «Биография» мифологического Атланта освещена в литературе довольно подробно. Атлант — божество старшего поколения, титан, который участвовал в борьбе против богов младшего поколения (богов-олимпийцев во главе с Зевсом). Как известно, он был наказан Зевсом и должен был держать небесный свод на своих плечах. Колонна изобретена хеттами более четырех тысяч лет назад. Это слово образовано от шумеро-хеттского «колон», которое означает «зависимый, побежденный, покоренный». Колонны являются символом воплощенной покорности и рабства. Впервые они появились в крупных городах 4—4,5 тысячи лет назад и устанавливались у храмов. Позже колонны стали строить во многих государствах Малой Азии у храмов и дворцов, а то и на городской площади. Спустя тысячелетия, приблизительно в IX—VIII веках до нашей эры, скульптурные изображения пленников начали заменять на стилизованные, и первоначальное назначение колонн стало забываться. Но пропорции человеческого тела были сохранены для всех трех известных поныне ордеров колонн: дорического — «пропорцию, крепость и красоту мужского тела», ионического — «придали ему грациозность женщины», а «коринфский создан в подражание девичьей грациозности». Портики со статуями покоренных народов подробно описаны Вергилием в «Энеиде». У этрусков также были портики и храмы «ин антис» со статуями плененных народов. Известно, что хеттское слово «ант», древнееврейское «ам», древнеегипетское «анх» восходят к шумерскому «ан», дословно означающему «живущий под солнцем, проживающий на земле, имеющий жизнь». В древности на всех языках так обозначали коренного жителя ка- , | какой-либо местности. Следовательно, слово «атлант» состоит из двух слов: «Атл» - вероятно, имя царя и «ант» — человек, житель государства. Выходит, что «атлант» — «человек Атла»! Это подтверждается вторым именем Атланта, в котором не звучит суффикс «ант» — Атлас. «Теламон» считается вторым именем «Атланта», но это не соответствует исторической истине. «Атланты» и «теламо-ны»— это презрительные клички воинов противоборствующих армий, что подтверждается записью Витрувия: «Если статуи, изображающие мужскую фигуру, поддерживают мутули или карнизы, то наши (римляне) называют эти фигуры «теламонами», причем нельзя найти оснований ни в каких исторических преданиях, почему и каким образом они носят это название. А греки называют их «атлантами». В мифологии неизвестен царь по имени Атл, зато есть другой, самый, пожалуй, загадочный мифологический царь Итл, а точнее — Итал. О нем мы знаем немного — «мифический царь сикулов (сицилийцев), переселившийся в Италию, которая получила от него свое имя». Правда, Вергилий в своей «Энеиде» пишет несколько по-иному. Его герой Эней рвется в «пределы Италии милой», ибо знает, что встретит там родственные троянцам народы. И говорит об этрусках — «могучем народе»,— которые уже жили к тому времени в Италии, имели большие города и позже, во время Рутульской войны, воевали на стороне троянцев. Упоминает Вергилий и царя Итала, за несколько поколений до осады Трои перебравшегося в Италию. Выходит, Итал приплыл туда на 100—150 лет раньше Энея, который с троянцами прибывает в Италию через 7—9 лет после падения Трои. Следовательно, Итал мог приплыть приблизительно между 1326—1280 годами до нашей эры. У Вергилия проскальзывает мысль, что царь близок по крови троянцам. Таким образом, вполне можно предположить, что Итал переселился не из Сицилии, а из Малой Азии. Если посмотреть на карту, отмечая захваченные афинянами 13 городов, то видно, что в результате первого их удара пали Кария и большая часть Лидии. Карийцам и лидийцам ничего не оставалось, как сесть на корабли и уплыть из Малой Азии, отыскивая новые земли для поселения. Вот и получается, что Геродот написал правду, утверждая, что тиррены прибыли в Италию из Смирны, так как и на карте этот город показан одним из немногих незахваченных портов Лидии. Таким образом, можно считать, что все сведения, приведенные Платоном в «Тимее» и «Критии» о гибели Атлантиды, имеют под собой реальную историческую почву. И наконец, до сих пор не существует удовлетворительной версии, объясняющей происхождение понятия «чертова дюжина». Что, если увязать это с гибелью Атлантиды, так как город Миунт, наиболее укрепленный, пал последним из 13 городов и потребовал для штурма значительных сил афинян? Город был взят, но тут разверзлась земля... В один из ноябрьских дней 1986 года жители шведского города Вин-слева были поражены скоплением шикарных лимузинов, по большей части с заграничными номерами, перед гостиницей на центральной площади. Все это выглядело так, словно там происходило какое-то важное международное совещание. Моментально нахлынувшим в город репортерам удалось пронюхать, что в Винслев со всех концов света съехались... ведьмы. Однако газетчики так и не смогли разузнать, о чем у них шла речь на усиленно охранявшемся наемными детективами «всемирном шабаше». «Если хотите побольше узнать о ведьмах,— посоветовала им одна из участниц,— поезжайте туда, где они процветают — в Англию». Она была права. В доброй старой Англии ведьмы и колдуны действительно процветают. Хотя последнюю из легендарных ведьм Алису Моллард сожгли на костре в 1648 году, а пепел развеяли по ветру, уже в 1736 году закон о преследовании за колдовство был отменен, и их профессия стала вполне легальной. В 1971 году на Британских островах насчитывалось около шести тысяч ведьм и колдунов. В вышедшей же недавно документальной книге Стюарта Фаррары Коллаж Г. КОМАРОВА
|