Вокруг света 1989-03, страница 37док. Этим не преминули воспользоваться дельцы-сутенеры. Они приобретают через брачные конторы азиатских жен и сдают их напрокат по повышенной таксе узкому кругу лиц с обязательным предъявлением сертификата на СПИД. Постыдный бизнес принял такие размеры, что, по свидетельству английского журнала «Обсервер», правительства Скандинавских стран намерены вообще запретить деятельность агентств, импортирующих невест из Азии Общественность во многих странах осуждает торговлю невестами, кото рая мало чем отличается от работорговли. Тем не менее брачные конторы продолжают процветать, завоевывая новые рынки. Так, за несколько лет агентство «Америкэн-эйшн уорл-дуайд сервис» в Лос-Анджелесе утроило свой оборот. Брачное бюро, появившееся в Австралии, объявило, что в его картотеке насчитывается 25 тысяч первоклассных невест. Начался экспорт невест и в Японию. Скандал, разразившийся в посольстве Шри Ланки в Токио, раскрыл неожиданную подоплеку этого матримониального бизнеса. Туда обратились с просьбой предоставить убежище три молодые женщины, сумевшие чудом вырваться из «семейного рая». «Нас заставляли с утра до вечера гнуть спину на полях, избивали, кормили отбросами»,— рассказали они корреспондентам. Выяснилось, что некий Юкио Ниицу, владелец процветающего брачного агентства, купил этих девушек за гроши у бедных родителей в деревнях Шри Ланки, а затем в десять раз дороже перепродал как невест японским фермерам. Н. МАКСИМОВА 150 сантиметров, а у женщин и того меньше — всего 140. Впрочем, в горах Сьерра-Мадре на восточном побережье острова Лусон, где живут аэта, у низкорослых есть преимущество — легче пробираться в лесной чаще. Эта народность считается отсталой, поскольку «маленькие негры» сельским хозяйством почти не занимаются, а, как и много веков назад, добывают пропитание охотой и собирательством. Согласно общепринятой среди антропологов теории, в «примитивном» обществе охота — мужское занятие, ибо связана с риском и не по силам слабым женщинам. Их удел — сбор плодов, кореньев, трав да забота о домашнем очаге. Однако у аэта все женщины заядлые охотницы. Причем, как пишет Эстиоко-Гриффин, их добычей бывают и кабаны, и олени, и обезьяны. Охотничье искусство девочки начинают постигать лет с десяти. Сначала они просто сопровождают матерей, бабушек, старших сестер; узнают места обитания и повадки зверей; учатся читать следы, командовать собаками, свежевать туши. Да и дома они играют не куклами, а луками и стрелами. Их первой добычей становится рыба на мелководье. С двенадцати лет игра постепенно превращается в серьезное занятие. Мужчины и женщины даже в одной и той же семье придерживаются разной тактики. Первые предпочитают охотиться в одиночку, проводя долгие часы в засаде, или действуют ночью, ослепляя дичь светом привязанных к голове электрических фонарей. Женщины же обычно направляются в лес большой компанией, взяв с собой собак. Одинокие охотницы, вроде Тайтаян,— исключение. Хотя она признает, что с товарками сподручнее: идя цепью, загонщицы выгоняют оленей и кабанов на лучниц, так что нет необходимости в утомительных погонях. «Только вот говорят много-много, молчать не умеют. Половину дичи распугивают»,— считает Тайтаян. Причем у женщин охота обычно оказывается более результативной, чем у мужчин. По подсчетам Эстиоко-Гриффин, у сильного пола удачным бывает только каждый шестой выход, а у охотниц — каждый третий. Так что женщин аэта слабым полом не назовешь. С. БАРСОВ 35 Дочери леса Мне довелось быть свидетельницей того, как Тайтаян два дня подряд преследовала оленя. В первый день он сумел ускользнуть от охотницы в сгустившихся сумерках. Тогда она вернулась в деревню, взяла собак и утром, разыскав след, опять начала преследование. К вечеру обессилевшее животное настолько замедлило свой бег, что Тайтаян догнала его и метко пустила стрелу, сразившую оленя» — так начинает свой репортаж в журнале «Нэчрл хистори» о женщинах-охотницах аэта антрополог Агнес Эстиоко-Гриффин. 3* В отличие от остальных народностей, живущих на Филиппинах и относящихся к южным монголоидам, аэта принадлежат к негритосскому типу австро-лоидной расы. Кстати, у этой народности, насчитывающей несколько десятков тысяч человек, есть и второе название — негрито, что по-испански значит «маленький негр». Внешне аэта действительно похожи на жителей далекой Африки: желто-коричневая кожа, блестящие черные волосы, большие темно-карие глаза. Вот только ростом они, как говорится, не вышли. У мужчин он в среднем составляет |