Вокруг света 1989-03, страница 41

Вокруг света 1989-03, страница 41

Сложность заключалась еще и в том, что обнаруженные культурные остатки XVII—XVI веков до нашей эры были связаны с многослойными площадками, жизнь на которых протекала на протяжении многих и многих сотен лет.

Но вот в 70-х годах археологическая экспедиция Уральского госуниверситета открыла могильник на реке Синташта на юге Челябинской области. В крупных погребениях обнаружили многочисленные сосуды, бронзовые топоры и копья, ножи и кинжалы, каменные и металлические наконечники стрел, разнообразные украшения. На дне могил покоились остатки боевых двухколесных колесниц, скелеты убитых лошадей, положенных сюда с подогнутыми ногами, в позе, имитирующей бег, с вытянутыми вперед шеями и головами, обращенными на запад — в сторону заходящего солнца.

Именно недалеко от этого могильника, у села Рымникское, спустя десять лет наша экспедиция и открыла древнее городище Синташта.

До сих пор не могу объяснить, как нашел тогда половинку псалия — костяной пластинки, из которых в бронзовый век здешние обитатели собирали конскую сбрую. Такие пластинки находили в Малой Азии, Европе, но чтобы на Южном Урале!.. Когда я прибежал в палаточный лагерь и показал находку, она тут же взбудоражила всех. Сгоряча мы бросились искать вторую половинку пластины, лазали по степи до самой темноты. Да только попробуй найди в поле костяной кусочек в несколько квадратных сантиметров! Но утром я снова отправился в степь. Шел медленно, внимательно глядя перед собой и не останавливаясь, пока не увидел сухой комок земли и не поднял его.

Перевернул... и вот она— вторая половинка псалия. И никаких эмоций, словно заранее знал, что именно так и будет. Для меня это до сих пор просто непостижимо.

Со случайной, можно сказать, находки и началось открытие древнего поселения на реке Синташта. Его почти уничтожила протекавшая здесь река, которая потом изменила свое русло. Однако следы двух линий оборонительных сооружений: внешней — прямоугольной и второй — круговой — сохранились. Они состояли из рвов и глинобитных стен, верхняя часть которых была оборудована бревенчатым частоколом. Крупные дома площадью до двух сотен квадратных метров располагались по кругу, плотно прижимаясь друг к другу.

Теперь историю городов Южного Урала можно было отсчитывать от времени основания древнего поселения на реке Синташте — 4 тысячи лет назад. Материалы поселения и могильника значительно дополнили друг друга. И все же раскопки на Синташте не дали археологам никаких сведений о центральной части поселения: она была полностью разрушена более поздними постройками и водами реки. Существовала ли там городская площадь, были ли общественные здания, храмы? Правда, недалеко от поселения возвышались развалины так называемого «Большого Синташтинского кургана» (современная высота 4,5 метра, диаметр более 100 метров), и в разрезах насыпи хорошо прослеживались чередующиеся слои дерева, камыша и насыпного грунта. Местами в этом «слоеном пироге» возникали остатки мощных

стен, сложенных из крупных глиняных блоков. Искусственные проемы в монолитных стенах, а также небольшая купольная гробница в центре сооружения позволили с определенной долей вероятности говорить о том, что перед нами не обычный курган, а храмовый комплекс, напоминающий знаменитые зиккураты Месопотамии. Но лишь на втором году работы здесь мы осознали, что имеем дело с нетрадиционной манерой застройки, с сырцовой архитектурой, с круговой планировкой. Тогда это вызвало среди археологов страны сенсацию и... недоверие. С любопытством, но как-то снисходительно смотрели они на наши смелые реконструкции протогорода Синташты с округлыми внешними и внутренними оборонительными стенами, лепестко-образным расположением жилищ. И вот как живое воплощение созданного нами «фантастического» плана Синташты увидели мы из иллюминатора самолета аркаимское «колесо».

Тем временем весть об открытии древнего города облетела всю Кара-ганскую округу. Кажется, не такие уж заселенные здесь места, далекие от железнодорожных дорог и бойких асфальтированных трасс, однако к нашему лагерю хлынули автобусы, грузовики, разномастный личный транспорт и даже группы пешеходов.

Аркаим покорял и скептиков и романтиков. И вызывал смущение. Для многих это близкие с детства места, куда бегали купаться и ловить рыбу на плесах. И вдруг оказалось, что за плавными, хорошо знакомыми бугра-

шей эры под влиянием наступающих холодов ушли на юг.

Прошло более 80 лет с момента выхода в свет книги Тилака, а споры о том, где же находилась прародина индийцев, в каком месте высятся священные горы Меру и Хара Березай-ти, не прекращаются. Но сегодня уже большинство ученых пришло к выводу, что слагалась индоиранская (арийская) общность где-то в южнорусских степях в третьем — начале второго тысячелетия до нашей эры. Советский исследователь Б. В. Горнунг предположил, что «колыбель индоиранского языкового и культурно-исторического единства» находилась в Среднем Поволжье. Ученые знают теперь, что древние индоиранцы (арии) были земледельцами и скотоводами, они сеяли хлеб, пасли скот и, расселяясь на все более широких пространствах, продвигались и на восток, и на запад, и на север, и на юг. И где-то именно на севере от их прародины должны были находиться те самые священные горы, которые воспевали гимны Авесты и Ригведы. Но где?

О великих северных горах писали и древнегреческие авторы, считавшие, что эти горы, названные ими

Рипейскими, занимали весь север Европы и были северной границей Великой Скифии. Так они и изображались на одной из первых карт земли — карте VI века до нашей эры Гекатея Милетского. О далеких Северных горах, протянувшихся с запада на восток, писал «отец истории» Геродот. Сомневаясь в невероятной, фантастической величине Рипейских гор, Аристотель тем не менее верил в их существование и был убежден, что именно с этих гор стекают все самые большие реки Европы, кроме Истра — Дуная. За Рипейскими горами, на севере Европы, помещали древнегреческие и древнеримские географы Великий Северный, или Скифский, океан.

Но где конкретно находятся Северные горы — этот вопрос остается открытым и по сей день.

Быть может, это хребты Урала воспели создатели древних арийских гимнов, как думают известные советские исследователи Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский? Действительно, Уральские горы находятся на севере по отношению к Индии и Ирану, они богаты золотом и самоцвета

ми и протянулись далеко к замерзающему северному морю. Да только и Авеста, и Веда, и античные историки постоянно повторяют, что великие горы тянулись сзапада на восток, делят землю на север и юг, а Урал — это граница запада и востока. И, наконец, не берут начало с Уральских гор ни Дон, ни Днепр, ни Волга, и священную реку Ардви, стекающую в «белопенный океан», трудно найти на отрогах Урала. Не разделяет он и «земные воды» на те, что текут к югу, и те, что устремились к северу. А ведь это отличительная черта и гор Меру, и Высокой Хары. Или перепутали древние арии в своих путешествиях восток и запад с севером и югом?

Маловероятно! Знали они географию для своего времени очень неплохо, а перепутать стороны восхода и заката солнца более чем сложно. А если ни певцы Вед, ни создатели Авесты, ни античные авторы не ошибались, и действительно существовали эти горы на севере Европы, протянувшиеся, как выгнутый в сторону юга лук, с запада на восток? И, вероятно, никуда они не делись за те 3— 4 тысячи лет, что отделяют нас от по-

39

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Бревенчатый дом разрез

Близкие к этой страницы