Вокруг света 1989-03, страница 42

Вокруг света 1989-03, страница 42

ми скрывается жизнь далеких предков, что эта земля была для них тоже родной. И тысячи лет назад, как и сейчас, здесь рождались, любили, трудились и умирали люди. Открытие поражало своей конкретностью.

Экскурсии проводили все: и студенты, и личный состав экспедиции, а человеческий поток все не уменьшался. Но именно на Караганке у Аркаима мы физически ощутили, как мало знают люди об истории родного края, что за предки жили на этой земле. Мы, славяне, считаем себя людьми пришлыми, а это неверно. Здесь уже с каменного века обитали индоевропейцы, индоиранцы, они и вошли в состав казахов, башкир, славян — это та общая нить, которая связывает нас всех. По идее, мы все родственники, все наши степные народы — тюркские, славянские. Мы все должны хорошо знать истоки нашей культуры, древние это прекрасно понимали, а вот мы забыли.

Вспомните, в любой русской деревне на орнаменте резных оконных наличников обязательно есть круг — знак Солнца. Но более древнее его символическое изображение, скомпрометированное фашистами,— свастика. Именно она и была на керамической посуде, обнаруженной на раскопках Аркаима. Да и сам древний город в плане представляет собой круг. Зато Землю наши далекие предки обозначали четырехугольником. Круг — небесное, прямоугольник — земное. Нет сомнения, что создатели Аркаима отразили в нем модель пространства Вселенной и строение мира в целом. Четыре стороны света и четырехугольная планировка наших жилищ идет с тех самых древних времен. И что любопытно: в урало-ка

захстанских степях соседствуют как прямоугольные древние поселения, так и круговой формы. Но чем объяснить, что на разных континентах космос — главная тема и наскальных изображений, древних могильников и храмов? Как в египетских пирамидах, городах майя, зикку-ратах Месопотамии, так и в южноуральских сооружениях обнаруживается связь между земным и космическим — ориентация по солнечному светилу, звездам, планетам. Высокий уровень цивилизаций?

Несколько лет назад в Челябинской области была найдена в глиняном карьере выточенная из камня голова человека. По художественному исполнению работа оказалась просто ювелирной, даже специалисты стали в тупик — каким же инструментом обладал древний мастер? Неожиданную находку археологи отказались даже комментировать. Но открытие Аркаима стало веским доказательством существования высокой культуры местных древних племен. Значит, авторы загадочных скульптур жили здесь, на Южном Урале. С мастерством индоиранцев мы познакомились при раскопках Аркаима, где были найдены отлично сохранившиеся литейные формы, наборы кузнечных орудий, изделия из бронзы и керамики. В могильниках рядом с предметами — символами власти лежал инструмент металлурга или кузнеца. Выходит, человека в те далекие времена отличали не только по богатству, но и уважали за мастерство. Как тут не вспомнить найденные в Сибири, на Алтае и у нас на Урале скульптурки каменных человечков, «смотрящих в небо»! Но самое поразительное — они почти идентичны со скульптур-

ками, обнаруженными Туром Хейер-далом на острове Пасхи. С той лишь разницей, что наши старше на... целых два тысячелетия. Так и хочется предположить, пусть это и покажется фантастикой, что некогда, возможно, существовала на Земле единая культура. Завесу тысячелетий мог бы приоткрыть Аркаим, но для этого нам надо было спасти его от затопления.

Мы устраивали совещания прямо на центральной площади Аркаима, уподобляясь его древним обитателям, всем миром решающим судьбу своего города, над которым нависла смертельная угроза. Необходимы были срочные меры для приостановки строительства плотины. За год трехлетний объем работ нам все равно не выполнить. Да и как можно «вытряхнуть» захоронения досрочно? Облвод-хоз с нами не церемонится и вообще не считает нужным снизойти до археологических проблем. В интересах сегодняшней науки Аркаим действительно надо бы в ближайшее время раскопать полностью, желательно со всей его сельскохозяйственной округой. Хотя в интересах науки завтрашнего дня лучше бы провести лишь небольшие контрольные раскопки и создать музей. Да только если мы удалим тонкий слой дерна и обнажим фундаменты, цоколи зданий эпохи бронзы и основания оборонительных стен, то в самое ближайшее время дожди и ветры уничтожат их.

Единственная возможность сохранить древний город — сейчас, до раскопок, возвести над Аркаимом купол из стекла и бетона и создать грандиозную музейную экспозицию. Чтобы

ры, когда древние арии начали свой путь в Индию и Иран. И остается одно — чуть-чуть повнимательнее посмотреть на карту нашей Родины. Вот Черное, Азовское и Каспийское моря, выжженные солнцем степи; сюда текут с севера великие реки — Днепр, Дон, Волга. А вот север европейской части страны. Холодные и неприветливые Белое и Баренцево моря, Ледовитый океан. Сюда текут с юга на север многие реки, и среди них могучая, полноводная Северная Двина, впадающая в Белое море. Огромная Восточно-Европейская равнина пестрит возвышенностями: Среднерусская, Валдайская, Приволжская... Среди них не сразу выделит глаз дугу, состоящую из гор Кольского полуострова, мелких возвышенностей запада Вологодской области, Северных Увалов и Северного Урала, протянувшуюся с запада на восток на 3700 километров и действительно отделяющую от всей остальной территории Европы побережье Белого и Баренцева морей.

Частью этой огромной дуги, причем очень значительной, являются доходящие до Северного Урала и протя

нувшиеся на две тысячи километров с запада на восток Северные Увалы. Они не высоки, самая высокая точка здесь всего лишь 293 метра над уровнем моря. Конечно, не Памир, не Гималаи, но... именно здесь находится водораздел рек Каспийского и Белого морей. Именно здесь, на Северных Увалах, начинают свой путь на юг Унжа и Ветлуга, Кама и Вятка — реки бассейна Великой Волги, и всего в нескольких километрах от них начинает свое стремительное движение на север, к Белому морю река Юг, которая, сливаясь с рекой Сухоной, образует Малую Северную Двину. Второй крупный водораздельный участок также вписывается в дугу Северорусских возвышенностей. Это район Белого озера, где берут истоки многоводная Шексна, текущая на юг, а Онега и Сухона — к Белому морю.

Что же такое Северные Увалы? «Увал... В районе Белого моря,— как сказано в «Словаре народных географических терминов» Э. М. Мурзаева,— крутое и высокое побережье реки, гористая града, сопровождающая долину». На водораздельном участке Северных Увалов,

где горы как бы рассекают реки на южные и северные, речные долины — это глубокие,'* до 80 метров и более каньоны с крутыми отвесными берегами. Река Сухона (часть малой Северной Двины) на участке от города Тотьмы до устья напоминает своей стремительностью горную реку, ведь падение ее здесь превышает 49 метров, а в районе села Опоки высота берегов превышает 80 метров. У Сухоны здесь около 130 притоков. Русла рек, текущих в районах Северных Увалов, как правило, выложены чистым оранжево-желтым слюдистым песком, а высокие обрывистые берега, окружающие их,— из оранжевого слюдистого песка, ярко-красной пластичной глины, красного грубозернистого и желтого песчаника. Как не родиться тут легендам о реках, текущих в «золотых» руслах, среди «золотых» гор!

Конечно, могут и возразить: «Как же так, ведь горы Меру и Хара Бере-зайти — Великие, самые высокие в мире, выше неба и даже выше солнца, а тут какие-то 293 метра!»

Наверное, это объясняется тем, что когда человек покидает родину, ее образ — где самое яркое солнце, са-

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Река унжа

Близкие к этой страницы