Вокруг света 1989-08, страница 25

Вокруг света 1989-08, страница 25

которые нередко из корысти договаривались между собой о результате поединка.

Эта сценка была прежде в арсенале любого масхарабоза, и не знать ее Кенгеш просто не мог. Однако никакие старания не могли приблизить меня к цели, и когда надежд почти не осталось, Кенгеш, вероятно, чтобы заполнить тягостные паузы, обмолвился вдруг о существовании виденной им толстой рукописи Рахимбая. Правда, хранилась она не здесь, Кенгеш полагал, что учитель оставил ее своему сыну Бабаджану.

Надо ли объяснять, что я, с тру дом поднявшись на непослушных ногах - они затекли от долгого сидения на коврике - и поблагодарив Кенгешбая, потащил своего толмача Шавката искать в ночи нужный дом.

В просторном доме Бабаджана Кур-баниязова после обычной церемонии гостеприимства и нескольких чашек зеленого чая с лепешками и виноградом выяснилось, что книга в самом деле есть, но владеет ею живущий по соседству внук Рахимбая, двадцатисемилетний совхозный шофер Хал мурад, за которым гут же поедали. Мне показалось это чудом, но спустя некоторое время Халмурад в самом деле появился с рукописью в твердом, немного обтрепанном коричневом не реплете.

На открытой мной наугад странице Шавкат прочел:

«Хорошо одетый человек с умным лицом приезжает в кишлак. Старик его спрашивает: - Кто ты?

-- Я муаллим учитель, отвечает тот.

— Чему ты учишь?

— Я учу лодырей работать.

— Тогда пойдем ко мне в дом,— приглашает старик, мой сын как раз отъявленный бездельник Flo как же ты будешь его учить?

-- Скажи сыну, что приехал палван и хочет с ним бороться

Появляется сын-лентяй, и ему иод видом палвана выставляют куклу Тот лупит ее изо всех сил, но побороть не может. Тогда учитель берет шар и два раза бьет лодыря поверх телытека. Лодырь отвечает ему тем же

- Какой ты сильный палван, а ни чего не умеешь: ни пахать землю, ни сеять хлеб, ни печь лепешки, гово рит учитель. Вот смотри как это делается.

И лодырь - богатырь с уязвленным самолюбием заинтересованно наблюдает за учителем, который знакомит его с премудростями настоящего труда».

Это текст одной из пьес, которые играли Рахимбай и Кенгеш. Значит, должен быть и перечень пьес. Л вот и он, несколькими страницами раньше «Разбойник и купец», «Парикмахер». «Мулла Кариджан», «Лекарь», «Бай-эксплуататор», «Аксакал и двое пьяниц», «Палван Барбидон», «Дехканин и судья-взяточник», «Заготовитель