Вокруг света 1989-08, страница 35

Вокруг света 1989-08, страница 35

Могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены — одна из самых ответственных работ художника-исследователя Татьяны Васильевны Хвостен-ко.

скульптура, типично греческие мотивы женских фигур, напоминающих кариатиды, и общая светлая, благородная окраска.

При более детальном осмотре отмечаю, что гробницу, видимо, сооружали быстро: не все фигуры и детали хорошо проработаны. Болгарские археологи, занимавшиеся раскопками памятника, говорили, что и они обратили внимание на следы спешки. Древнего художника явно торопили, и он не везде успел закончить декор. Несмотря на это, гробница смотрится красиво, сказала бы даже радостно, если это слово уместно в таком печальном месте.

Наверное, все, кто посещает Свиш-гар, обращают внимание на сохранность росписей. Краски не поблекли, не осыпались, несмотря на то, что в подземелье сыри, а с момента похорон юного фракиица прошло более двух тысячелетий. Высказываю болгарским друзьям и коллегам предположение, что роспись по известняку сделана энкаустической краской, замешенной на пуническом воске. Только эта античная техника способна закрепить и сохранить роспись, скульптуру, иблицов-ку. Позднейшие исследования подтвердили этот вывод.

Болгария подарила мне и другое открытие. Для создания энкаустических росписей, таких, как в Свиштар-ской гробнице, нужны различные краски и приспособления для работы художника. Значит, здесь, в Болгарии, можно найти орудия древних мастеров. В историко-археологическом музее в Софии то, что меня интересовало, обнаружить не удалось. Посоветовали съездить в Варну, в местный исторический музей.

Мне повезло. В экспозиции античного отдела лежали бронзовые инструменты художника-энкауста, найденные при раскопках в Дионис-поле. Каугерий -- он предназначен для заглаживания, соскребания краски, наложения бликов и так далее; палитры разной величины и формы; черенки кистей. Особенно меня заинтересовал цестр, с помощью которого, как сообщали античные авторы, художники писали на костяных пластинках Его я видела впервые. Цестр по виду напоминал копьевидный вертел, нагретым острием которого и закладывалась в углубления краска. Сколько же времени требовалось художнику, чтобы разогретым цестром раз за разом укладывать краску в углубление рисунка, которое могло быть толщиной до сотой миллиметра?! Поистине «утруждающий вид живописи».

Буквально через несколько шагов, в другой витрине, среди античных

экспонатов я увидела миниатюры на белой кости. На них виртуозной тончайшей черной линией (прорисовка гак точна, что даже под микроскопом не видно зазубринок или зарезов) изображены молодые мужчина и женщина. Правильные пропорции, античные типы лиц, трактовка причесок и одеяний — все овеяно духом эллинизма Миниатюры показывают, какой утонченностью отличались вкусы того времени. Удивительно и то, что художник одной черной краской сумел придать линейным элементам объемность, а лицам - высокую одухотворенность. Эти пластины были найдены на мысе Галата, расположенном несколько южнее Варны, и датируются второй половиной IV века до нашей эры. Спасительный ганозис сохранил миниатюры такими, какими они вышли из рук мастера.

За несколько десятилетий мне и моим ученикам удалось довести разработку древнего защитного покрытия до практического использования. Памятники в Москве и других городах страны — из бронзы, мрамора, гранита, известняка — покрыты броней из ганозиса. Среди них, наверное, самая ответственная работа — могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Красный кварцит и гранит стали разрушаться столь стремительно, что специалисты пришли к выводу: в скором времени придется заменять монолиты. Но дело в том, что месторождение редкостного красного кварцита выработано и таких блоков уже не изготовить. Положение спас ганозис, который предотвратил разрушение камня.

Закрыты спасительным составом памятник хирургу Н. И. Пирогову на одной из оживленных магистралей Москвы, некоторые станции столичного метрополитена, фасады оперного театра в Баку, Дворца молодежи в Витебске, а также здания епархиального управления в Минске, драматического театра во Владимире и некоторые другие объекты.

Полагаю, что ганозисом можно и нужно покрывать не только ветшающие памятники, но и недавно сооруженные. Дело в том, что поделочные камни, широко применяющиеся как декоративный материал для облицовки зданий, станций метро, отделки стен, полов, панелей, недолговечны. Губительное влияние внешней среды атмосферных осадков, выхлопных газов, промышленных выбросов, пыли, вибрации - быстро приводит к разрушению как современных построек, так и произведений искусства: витражей, панно, мозаик. Сохранить для потомков сокровища нашей культуры — передать горящий факел следующим поколениям -что может быть благодарнее и благороднее этой задачи?!

«Вокруг света- N» У

33

35