Вокруг света 1989-08, страница 32

Вокруг света 1989-08, страница 32

Татьяна ХВОСТЕНКО, I Ц" К)! 1I/I II Л

член Союза художников СССР I 11—~ 1—J шли ■

БЛЕСКА СОЛНЦА И ЛУНЫ...

ПОДАРОК ФАРАОНА

Водной из центральных газет не так давно промелькнуло сообщение, переданное из Турции. В нем шла речь о новых археологических раскопках на Анатолийском плоскогорье, где некогда существовало могущественное государство хеттов. В заметке, в частности, говорилось: «Служигель музея показал нам в главном храме необычного зеленого цвета камень в форме куба. Поверхность его гладко отполирована, на ней абсолютно нет трещин, тысячелетия не оставили на ней никакого следа. На ощупь она удивительно теплая по сравнению с окружающими камнями. О назначении странного монолита можно только гадать. Служитель объяснил, что его привез в подарок египетский фараон Рамсес при подписании Кадешского мирного договора, текст которого нашли именно здесь. Рас-

KuiiKii хеттских горидив продолжаются...»

Итак, речь идет о прекрасно сохранившемся камне, которому несколько тысячелетий. Ведь царство хеттов закончило свое существование около 1200 года до нашей эры. Почему же камень не тронуло время? По чему на него не подействовали ни холод, ни жара, пи влажность, ни другие разрушающие факторы? Или камень, обработанный рукой челове ка, лучше сохраняется? Вопросы заданные ж у риал m том и оставшиеся без ответе», колновалп и продол жают волновать меня. Несколько десятилетий изучала я археологиче ские находки как в нашей стране (Крым, Узбекистан, Сибирь, Урал, Казахстан), так и 3d ее пределами в Мексике, Перу, Греции, Румынии. Болгарии, чтобы найти ответ на этот и другие вопросы.

Может показаться странным, что я, художник, хотя и занимающийся технологией художественных материалов, пытаюсь проникнуть в область, которая, казалось бы, далека от

меня и является целиком прерогативой историков, этнографов, археологов и других специалистов. Но это только на первый взгляд. Я начинала не на пустом месте. Мой отец Василий Вениаминович Хвостенко \ возродивший древнее искусство энкаустики — живопись восковыми красками, предопределил круг моих интересов и изысканий. Мы рабо-

' Xuoi т е и к о И В ( 1 Н(Н) И)Ь0) худо/киик и исследоиатель, разработавший технологию и приемы современной энкаустики Благодаря его работам эн каустика и л бы\ого «у ipy ждающего вида живописи», как писал о ней Плиний. превратилась в удобную, доступную для каждого художника технику. Приоритет В. В. Хвостенко в разработке энкаустики официально закреплен в авторских свидетельствах, а главное в его творчестве. Потомственный русский живописец (его прадед, дед и отец были иконописцами) В. В. Хвостенко погиб после опытов с энкаустическими красками, содержащими рту тную киноварь. (Прим. ред.)

30