Вокруг света 1989-08, страница 33г тали с ним бок о бок в течение долгого времени. Как и другие исследователи, мы обратили внимание на одну особенность древнегреческих статуй: их не тронуло время, и они выглядят так, будто только что вышли из мастерской скульптора. Более того, эта особенность служит определенным индикатором: находя при раскопках статую или ее фрагмент, археологи и искусствоведы прежде всего смотрят на сохранность поверхности. Если мрамор светлый, блестящий, а его поверхность не имеет следов эрозии, значит, это подлинное произведение мастеров Древней Греции. Если же мрамор грязный, поверхность изъедена — это поздняя римская копия. Причину такого разительного контраста долгое время никто объяснить не мог. А заключалась она, как доказал В. В. Хвостен-ко, в ганозисе — защитном энкаустическом лаке, широко применявшемся античными мастерами, тогда как в Древнем Риме этот секрет был утрачен. Что же собой представляет ганозис древних мастеров? В чем его секрет? Античные авторы писали о нем как будто подробно. «Если кто отнесется к делу более старательно,— сообщает, например, Витрувий,— и пожелает, чтобы киноварное покрытие стены сохранило свой цвет, пусть он, после того как стена будет выглажена и высохнет, покроет ее с помощью щетинной кисти пуническим воском, который растоплен над огнем и смешан с некоторым количеством масла. Затем пусть он держит угли в железном тагане возле стены и пусть заставит нагреванием воск вспотеть так, чтобы поверхность стала равномерно гладкой. Пусть обрабатывает он ее затем восковой свечой и чистыми льняными полотнищами, подобно тому, как обрабатывают статуи обнаженных фигур. По-гречески это называется «ганозис». Так возникает защитная броня из пунического воска, которая ни блеску луны, ни солнечным лучам, по ним скользящим, не позволяет извлечь красок из покрытия стены». Несмотря на эти и другие, на первый взгляд достаточно подробные указания, мы не один год бились над тем, чтобы разгадать рецептуру и технологию ганозиса. Не стану рассказывать о всех этапах сложных, подчас мучительных поисков, остановлюсь на одной детали. Витрувий и другие авторы однозначно говорят, что статуи натирали воском, а потом восковой слой доводили до блеска льняной тканью. Однако блеск обычного воска (и пунического в том числе), как показали опыты, пропадает уже через сутки после натирки. Невероятна сама мысль о том, что статуи, часто стоявшие на открытом воздухе, ежедневно натирали для восстановления блеска. Значит, речь шла о чем-то другом... Рецептура, технология, как и высокое искусство, передавались в античности от мастера к ученику, тщательно оберегались от посторонних глаз. Вот почему письменные свидетельства об энкаустике и ганозисе дошли до нас в самых туманных, общих выражениях. Итак, требовалось воссоздать не только рецепт, но и технологию, при которой ганозис, сохраняя все свои полезные свойства, наносился бы в холодном виде. Ведь оплавление мрамора -- дело крайне рискованное, поскольку материал плохо проводит тепло и от разницы температур может дать трещины. В конце концов удалось создать микронной толщины пленку, которая вроде бы никак не способна что-либо защитить, но, нанесенная на поверхность, приобретает совершенно новые качества. Ганозис проникает в верхний слой материала и образует на его поверхности стекловидную броню. Испытания показали, что мрамор, покрытый ганозисом, обладает чрезвычайно высокой устойчивостью к воздействию внешней среды: химически активным соединениям, содержащимся в атмосфере, микроорганизмам, перепадам температур, солнечной радиации и так далее. Едва ли какое-либо покрытие, кроме ганозиса, может так эффективно выполнять защитные функции и вместе с тем не отделиться от поверхности материала в течение длительного времени. Конечно, значительную роль в этом играет воск. На память приходит свидетельство микробиологов: палочка Коха, попадая в неблагоприятные условия, покрывается восковой оболочкой, пробиться через которую крайне трудно. Чем больше мы занимались ганозисом, тем дальше в глубь тысячелетий уводили его следы. Если окинуть мысленным взглядом цивилизации прошлого, то вот какая любопытная закономерность прослеживается: чем древнее и мощнее цивилизация, тем сохраннее предметы материальной культуры, дошедшие до нас. Но чем ближе к нашей эре, тем меньше каменных скульптур или архитектурных комплексов сохранилось в первозданном виде. С первых же веков нашей эры практически все скульптуры и архитектурные памятники, выполненные из различных пород камня, включая такие крепкие, как базальт или гранит, выглядят более разрушенными, чем скульптуры или памятники из тех же пород, но насчитывающие две-четыре тысячи лет до нашей эры. Возвращаясь к загадочному камню фараона, найденному на Анатолийском плоскогорье, позволю заметить, что, судя по всему, куб был покрыт ганозисом. Древнеегипетские мастера широко пользовались им. Исследование в ультрафиолетовых лучах «подарка фараона» позволит высказать окончательное суждение. О «ПУСТЫННОМ ЗАГАРЕ», СИБИРСКОМ МАМОНТЕ И КАМЕННОЙ ВОДЕ Талантливый, к сожалению, рано ушедший из жизни казахстанский ученый Алан Медоев в одной из своих работ по геохронологии палеолита отметил такую, заинтересовавшую его особенность: орудия древнего человека иногда покрывает густая глубокая патина яркого охристого или коричневого цвета. В сочетании с блестящей фактурой, часто слегка маслянистого оттенка, писал он, это придает архаичным вещам поистине благородный вид. Медоев рассказывал, что на стоянках человека каменного века, обнаруженных на полуострове Мангышлак и в Сары-Арке ', орудия палеолита чаще всего лежали на поверхности, поблескивая на солнце. Нередко он и находил их по характерному блеску, который был заметен, если предмет лежал против света. Долгое время считалось, что этот блеск «сделала» сама природа, и называли его то «пустынным загаром», то патиной. Но ведь камень выветривается, его структура нарушается, особенно это заметно в том месте, где материал обрабатывался. Костяные изделия также теряют свой цвет: они минерализуются, становясь охристыми или коричневыми. Почему же отдельные орудия, принадлежащие человеку палеолита, так великолепно сохранились? Однажды сотрудник Сибирского отделения АН СССР доктор исторических наук В. Е. Ларичев пригласил меня взглянуть на ритуальные предметы из камня и кости, обнаруженные им при раскопках Малой Сын в Минусинской котловине. Ученого заинтересовал неестественный цвет и блеск кости и камня. Рассматривая находки, мы ясно увидели энкаустические покраски на камнях, стрелах и костях. Стоянка датировалась приблизительно 32-м тысячелетием до нашей эры. Признаюсь, держа в руках предметы, казалось, еще хранящие прикосновение крепких пальцев нашего далекого предка, я чувствовала сильное волнение. Ведь по сведениям, которыми располагала, ганозис широко использовался в странах с теплым, даже жарким климатом — Мексике, Перу, Египте, Греции, Турции, а тут Сибирь да еще орудия, возраст которых не просто почтенный, а прямо-таки «доисторический». — Но как вы докажете, что это покрытие сделано рукой именно человека палеолита, а не позже? — спросил меня Ларичев. Белый наконечник стрелы блестел на столе... Так и не найдя убедительного ответа, я стала прощаться. У входа в институт, где работал мой собеседник, стоял скелет мамонта. Кости его были коричневого 1 Разрушенная горная страна, называемая еще Казахский мелкосопочник. 31 I
|