Вокруг света 1989-11, страница 32Грэм Грин, английский писатель Повесть Грузовик остановился у подъезда, водитель повел Мартинса за собой на второй этаж, нажал кнопку звонка у двери, за которой Мартине услышал множество голосов. Он резко повернулся к водителю и спросил: «Куда это, черт возьми...», однако тот уже спускался по лестнице, а дверь открывалась. Свет изнутри ударил Мартинсу в глаза: он слышал голос, но едва различал приближающегося Крэббина. — О, мистер Декстер, мы так волновались, но лучше поздно, чем никогда. Позвольте представить вас мисс Уилбрехем и графине фон Мейерсдорф. Буфет, уставленный кофейными чашками, окутанный паром кофейник, раскрасневшееся от возбуждения женское лицо, двое молодых людей с радостными смышлеными лицами шестиклассников, а в глубине множество сгрудившихся, как на старых семейных фотографиях, тусклых, серьезных и веселых лиц постоянных читателей. Мартине оглянулся, но дверь была уже закрыта. Он с отчаянием обратился к Крэббину: — Прошу прощенья, но... — Забудьте об этом,— сказал Крэббин.— Чашечку кофе, и пойдемте на дискуссию. Вашей выдержке предстоит испытание, мистер Декстер... Один из молодых людей сунул ему в руку чашку кофе, другой насыпал сахару, прежде чем Мартине успел сказать, что предпочитает несладкий кофе, а затем прошептал на ухо: «Не надпишете ли потом одну из ваших книг, мистер Декстер?» Крупная женщина в черном шелковом платье обрушилась на него: «Пусть графиня и слышит меня, но я все равно скажу: книги ваши, мистер Декстер, мне не нравятся, я от них не в восторге. По-моему, в романе должна рассказываться интересная история». — По-моему, тоже,— обреченно согласился Мартине. — Оставьте, миссис Вэннок, для вопросов еще будет время,— вмешался Крэббин. — Я, конечно, прямолинейна, однако не сомневаюсь, что мистер Декстер оценит честную критику. Пожилая дама, очевидно, та самая графиня, сказала: — Я читаю не так уж много английских книг, мистер Декстер, но мне сказали, что ваши... — Допивайте кофе, прошу вас,— поторопил Крэббин и повел Мартинса сквозь толпу во внутреннюю комнату, где пожилые люди с понурым видом сидели на расставленных полукругом стульях. Рассказать мне толком об этом собрании Мартине не мог: из головы его не шла смерть Коха. Поднимая взгляд, он всякий раз готов был увидеть малыша Гензеля и услы шать назойливый, многозначительный рефрен: «Папа, папа». Первым взял слово, очевидно, Крэббин, и, зная его, не сомневаюсь, что он наржювал очень ясную, верную и объективную картину современного английского романа. Мартине пропустил первый вопрос мимо ушей, но, к счастью, вмешался Крэббин. Потом женщина в горжетке и коричневой шляпке спросила со жгучим любопытством: — Можно ли поинтересоваться у мистера Декстера, занят ли он новой работой? — А, да... да. — Можно ли осведомиться, как она озаглавлена? — «Третий»,— ответил Мартине и, взяв этот барьер, обрел ложное чувство уверенности. — Мистер Декстер, не могли бы вы сказать, кто из писателей оказал на вас наибольшее влияние? — Грей,— не задумываясь, ляпнул Мартине. Несомненно, он имел в виду автора «Всадников из Перпл-сейдж» и был доволен, что его ответ удовлетворил всех — за исключением пожилого австрийца, который спросил: — Грей? Что за Грей? Эта фамилия мне неизвестна. Мартине уже чувствовал себя в безопасности, поэтому ответил: «Зейн Грей1 — другого не знаю», и был озадачен негромким подобострастным смешком англичан. Крэббин торопливо вмешался ради австрийцёв: — Мистер Декстер шутит. Он имел в виду поэта Грея — благородного, скромного, тонкого гения. У них много общего. — Разве его имя Зейн? — Мистер Декстер пошутил. Зейн Грей писал так называемые вестерны — дешевые' популярные романы о бандитах и ковбоях. — Это не великий писатель? — Нет, нет, отнюдь,— ответил Крэббин.— Я вообще не назвал бы его писателем в строгом смысле слова. Мартине рассказывал мне, что при этом заявлении в нем взыграл дух противоречия. Писателем он себя никогда не мнил, но самоуверенность Крэббина раздражала его — даже блеск очков казался самоуверенным и усиливал раздражение. А Крэббин продолжал: — Это просто популярный развлекатель. — Ну и что, черт возьми? — запальчиво возразил Мартине. — Видите ли, я просто хотел сказать... — А Шекспир был кем? Кто-то отчаянно смелый ответил: — Поэтом. Продолжение. Начало см. в № 9, 10. Зейн Грей (1875—1939) — американский писатель. 30
|