Вокруг света 1991-03, страница 23

гере на холмах Патриот в ноябре прошлого года, не прошли бесследно. До родов оставалось совсем немного времени. Что делать? Джеф был свиреп и неумолим: «Убрать всех щенков! Тьюли молода, еще родит, а я не хочу оставаться без такой хорошей собаки». Кейзо возражал: «Надо сохранить щенков, я могу взять роженицу на свои нарты». Мы с Этьенном приняли сторону Кейзо, Уилл воздержался. Решение принято. В это время, к счастью, подворачивается Брайтон, немного раньше, чем мы планировали. До «Востока» около 300 километров, и у нас есть возможность отправить Тьюли рожать в приличные условия. Вместе с Тьюли сажаем в самолет и виновника событий Куку, но не для того, чтобы он по пути опекал ее, а просто у Куку в плохом состоянии лапы. Самолет улетает. Через два часа на связи станция «Восток». Саня говорит, что у «восточного» доктора есть несколько вопросов к нам по поводу поступившей пациентки. Вот наш диалог:

«Восток»: «Пожалуйста, возраст роженицы».

Я: «Два с половиной года».

«Восток» (полуутвердительно): «Это ее первые роды?»

Я (твердо): «Да!»

«Восток»: «Несколько слов о ее характере».

Я (с воодушевлением): «О! Она очень ласкова, не кусается и очень доверчива, за что и поплатилась...»

«Восток» (смущаясь): «Не могли бы вы назвать примерную дату... зачатия?»

Я (с уверенностью): «8 ноября 4 часа 10 минут утра».

«Восток»: «Спасибо! Мы создадим для нее самые лучшие условия...»

Мы довольны, как-никак пристроили «девушку», она попала в хорошие руки, и за жизнь ее теперь можно не волноваться. Уилл заявляет мне, что хочет назвать первого самого сильного щенка Виктором.

Но, увы, первым в истории родам на станции «Восток» не суждено было состояться. На следующий день Саня печальным и растерянным голосом сообщил, что Тьюли, родив первых двух щенков, их съела... «Может быть,— добавил Саня,— следующих отнять у нее?» Я сказал, что это бесполезно, их надо кормить, а первое время это должна делать мать. Что было причиной такого поведения Тьюли, не знаем, возможно, у нее не наступила лактация и она решила не мучить свое потомство, а может быть, в ней еще не проснулся инстинкт материнства?..

На станцию «Восток» мы пришли 18 января. Этому предшествовали два дня напряженных поисков и сомнений. Дело в том, что, несмотря на мои многочисленные просьбы, «офис» «Трансантарктики» никак не мог наладить своевременную передачу наших координат, необходимых для коррекции курса. Карты, которыми мы располагали, были старыми и не

позволяли считать с них склонение с достаточной точностью, а нам сообщали наши координаты с опозданием на два, а то и на три дня. 17 января, когда по нашим расчетам до «Востока» оставалось 30 километров, я попросил Саню дать вечером высотную ракету, а сам, вооружившись биноклем, взобрался на нарты и долго смотрел в сторону «Востока», но ничего не увидел. К счастью, на следующий день на «Восток» должны были прилететь два самолета, и Саня передал, что попросит летчиков сделать круг над станцией. Действительно, в полдень мы увидели градусах в 15 слева самолет. Сделав «ложную» посадку, он показал нам направление, и через четыре часа мы уже входили на станцию «Восток».

Кают-компания «Востока» была украшена флагами США, Франции, Великобритании, Японии, КНР и СССР. Перед ней стояли огромные сани, нагруженные брикетами снега: вода на «Востоке», несмотря на обилие снега, большая ценность. Для того, чтобы заготовить воду для кухни, практически весь состав станции выходит раз в 5—7 дней на снегозаготовки с пилами и лопатами, на станции существуют даже специальные «снежные карьеры». Работа эта здесь, на высоте, очень трудна, особенно зимой, когда температура опускается до минус 80—85 градусов... Повар станции, в полном соответствии с нашими обычаями, вынес чудесный хлеб и соль. Мои товарищи-иностранцы, которых я успел просветить заранее, отломили по куску хлеба, обмакнули в соль и с видимым удовольствием съели. Мы распрягли собак, разгрузили нарты и занесли их на просушку в огромное здание дизель-электростанции. Здесь же размещалась баня, истопленная к нашему приходу. Термометр, выведенный в предбанник, бесстрастно показывал температуру в сауне —120 градусов по Цельсию. Ни один из нас не смог просидеть в сауне более минуты: организм, отвыкший от тепла, тем более такого, отказывался подчиняться сознанию и рвался наружу, в прохладу.

Все развивалось примерно по тому сценарию, который я предсказывал ребятам. После бани Саша устроил обед в честь экспедиции «Трансантарктика». Бутерброды с икрой, лососем, твердокопченой колбасой, маслины, маринованные огурчики, цыплята табака с картошечкой «фри», разная водка и коньяк, а на десерт шампанское и фрукты, да какие: виноград, апельсины, персики и совершенно экзотические «киви» — вот далеко не полный перечень яств, предложенных нам с поистине русским гостеприимством. Было видно, что на ребят этот прием произвел сильное впечатление...

«Восток» мы покинули 22 января. Вышли на финишную прямую. Впереди оставалось 1450 километров. Днем раньше в сторону «Мирного» вышли два снегоходных тягача «Харьковчан

ка». Они составляли моторизованную группу обеспечения «Трансантарктики». На этом участке вплоть до «Мирного» была советская зона ответственности за безопасность экспедиции. Тягачи везли на санях весь запас провианта, корма для собак и горючего: предполагалось, что мы будем встречаться с ними раз в неделю. Экипаж этого своеобразного поезда составляли пять человек: два механика-водителя из новой смены зимовочного состава станции «Мирный» и ребята, уже отзимовавшие на «Востоке» и сейчас возвращающиеся домой — радист, штурман и повар. Мы назвали их экспедицией «Траксантарктика» от английского слова «трак», это означает трактор, тягач. Надо сказать, что трасса между «Востоком» и «Мирным» — одна из самых наезженных в Антарктиде. С 1957 года, когда здесь впервые прошли тягачи Второй континентальной антарктической экспедиции, открывшей станцию «Восток» в районе Южного геомагнитного полюса, каждый год дважды, в начале и в конце антарктического лета, из «Мирного» на «Восток» идут поезда из 9—11 тягачей с санями и топливными емкостями, они везут все необходимое для жизнеобеспечения станции.

Помню, у нас в институте среди бывалых походников этот участок трассы, возможность его преодоления на лыжах и собаках вызывали большие сомнения и тревогу. Рыхлый снег и высота, а также низкие температуры могли прервать маршрут экспедиции на этом этапе. Вынашивались даже планы, чтобы от «Востока» довезти экспедицию до «Мирного» на тягачах. Но сейчас выяснилось, что след саней — их тащили идущие впереди, километрах в 30, тягачи — немного шире наших нарт, и мы могли таким образом воспользоваться этой гладкой и укатанной дорогой. Это позволило нам в первые дни после «Востока» проходить 46—51 километр в день — скорость, которую трудно было даже вообразить прежде. И мне было неизмеримо легче идти впереди, так как не надо было пользоваться компасом и я работал только в качестве «приманки» для собак.

После «Востока» я перебрался в пирамидальную палатку Джефа, Дахо поселился с Кейзо, а Уилл с Этьенном. Было что-то символичное в том, что в апреле 1988 года я начинал трансгренландскую экспедицию в одной палатке с Джефом, а сейчас нам вместе предстояло завершить экспедицию через Антарктику.

Во время встреч с экипажем «Трак-сантарктики» мы устраивали очень теплые и дружные ужины с пельменями, которые мастерски готовил повар по призванию — Андрюша. Каждый день дважды, утром и после обеда, над нами на высоте 50 метров пролетал самолет Ил-14, и мой старый друг, опытнейший летчик Виктор Иванович Голованов, на счету которо