Вокруг света 1991-08, страница 36ных в Финляндии сокращается (с 1939 по 1982 год с 82 до 57 тысяч), православие держит достаточно прочные позиции в стране. И особую роль в поддержании традиций «восточного христианства» в Финляндии играет Новый Валаам... Храня старый валаамский дух, монастырь в Ууси-Валамо не отгородился от современного мира. Сейчас это не только важный центр православия, но и место паломничества туристов со всей Финляндии и из-за границы. Ведет Новый Валаам и большую научно-просветительскук? деятельность, став местом проведения различных встреч, конференций и семинаров, причем не только по теологическим вопросам. С 1986 года при монастыре существует православное Народное училище. Набор изучаемых в нем предметов говорит об открытости его программ сегодняшним веяниям: наряду с курсами православной религии и церковной культуры в нем ведут занятия по экологическому воспитанию, обучают «чистому» земледелию — способу хозяйствования, которому финны все больше отдают предпочтение... В 1986 году правительство Финляндии передало в дар монастырю компьютер, который в соответствии с канонами... был вначале благословлен. Действующая в Валамо мастерская по реставрации икон считается по своему оборудованию и используемым методам работы самой современной в мире. Она обслуживает не только Финляндию, но и православные приходы по всей Западной Европе. Мне рассказывали, что когда Ууси-Валамо в 1986 году посетила жена президента Финляндии Тайми Койвисто, опекающая, кстати, монастырь, отец Амвросий, ныне епископ Йоэнсуский, показывая ей мастерскую, пошутил: «Если вам понадобится сделать более стойкий макияж, свяжитесь с нами...» В здании мастерской имеется также конференц-зал на 300 мест: летом там проводятся разнообразные выставки. Монастырь обладает великолепной библиотекой, разместившейся в специально выстроенном в 1984 году здании, — в ней насчитывается 20 тысяч томов современных книг и 30 тысяч томов старинных изданий, спасенных со Старого Валаама. Издается в монастыре и свой журнал — «Валамолайнен» — «Валаамец». Но вот монахов в Ууси-Валамо осталось мало. Сегодня их здесь всего восемь. Один постоянно живет в Линту-ле, выполняя там обязанности священника. Есть в Валамо послушники. Вся братия — двадцать человек. И ни одного русского в монастыре, кроме приехавшего сюда «из Гельсингфорса» Николая Николаевича, я уже не встретил. Последний монах из России — Акакий — умер в 1984 году. Этот старец, в миру Андрей Кузнецов, прожил 110 лет: уроженец Вологодской губернии, он начинал послушником на Соловках, затем был монахом в Печенгском монастыре, а с 1943 года в Валамо... Он похоронен на местном кладбище, скрытом березовой рощицей от ведущей к Ууси-Валамо дороги. Сколько удивительных судеб за надписями на его крестах и могильных плитах! Кладбище было основано в 1940 году, когда братия перебралась сюда из Старого Валаама, и с годами там обрели покой как валаамские отцы и братья, так и сподвижники из всех некогда находившихся в Финляндии православных монастырей — Лин-тулы, Печенгского и Коневецкого... Среди них автор духовных книг игумен-схимник Харитон — один из трех, наряду с Назарием и Дамаскином, наиболее почитаемых за всю многовековую историю монастыря его игуменов, духовный отец главнокомандующего царской армии, великого князя Николая Николаевича, иеромонах-схимник Ефрем (в миру Георгий Хробостов). Последний монах братии Старого Валаама, архимандрит Симфориан был похоронен здесь в 1981 году... С его смертью сам собой разрешился вопрос о языке богослужения, некогда остро стоявший в 20-30-х годах. Последняя служба на церковнославянском языке состоялась в монастыре в 1977 году, теперь она ведется на финском. Тогда же в Ууси-Валамо перешли и на грего-рианский календарь. Покоятся здесь также архиепископ Йоэнсуский Алексий, большой друг Валаамского монастыря писатель Пентти Саарикос-ки... Нет, правда, на этом кладбище могилы одного из самых интересных представителей валаамской братии XX столетия — умершего в 1962 году отца Михаила. Этот человек, пришедший в монастырь еще в начале века, стал едва ли не последним представителем традиций старчества, идущих от Паисия Величковского. После начала споров, разгоревшихся из-за календаря, он ушел в скит, а когда монастырь перебрался в Папинниеми и продолжение отшельничества оказалось невозможным, он стал затворником. Тогда-то он и проявил свои способности к провидению, а когда с ним познакомился во время своего приезда в Финляндию митрополит Крутицкий и Коломенский, молва о затворнике начала распространяться по православному миру, и в Ууси-Валамо к отцу Михаилу потянулись люди для духовных бесед и наставлений. В свои 80 лет он обрел ту же славу, что и знаменитые оптинские старцы. Так как подобных людей на его родине уже практически не осталось, в 1957 году его пригласили вернуться в Россию, и в сопровождении своих ближайших сподвижников он перебрался в Псковско-Печор-ский монастырь... На кладбище стоит небольшая деревянная часовня св. Германа Аляскинского, освященная в честь валаамского монаха,— одного из тех первых русских миссионеров, кто принес православие в Америку и кто крестил алеутов и индейцев на Аляске в конце XVIII — начале XIX века (в 1970 году он был причислен к лику святых). Часовня св. Германа, как и резная крыша кладбищенского колодца, ворота и многочисленные кресты представляют собой еще и своеобразный ма ленький музей карельского деревянного зодчества... Могилы кладбища свидетельствуют и о том, что Ууси-Валамо стал последним прибежищем для многих русских людей, превратившись в крупнейший очаг не только православия, но и российских традиций в стране. Русская община в Финляндии никогда не была особенно крупной, и ныне она вся объединяется вокруг Успенского собора в Хельсинки и Ново-Валаам-ского монастыря, и так или иначе связана с этими религиозными центрами. Неслучайно, что монастырский храм создал известный в Финляндии русский архитектор Иван Кудрявцев, автор ряда оригинальных построек в Хельсинки. Изысканный рисовальщик и любитель русской археологии, Иван Николаевич занимался изучением архитектуры Старого Валаама, прослеживая в ней традиции древнерусского зодчества. Он сожалеет, что «теперь нас, русских эмигрантов старшего поколения, осталось мало, а дети уже не знают русского языка... И все-таки что-то еще можно сделать...» На Успенском соборе в финской столице до сих пор звонит уже совсем пожилой Михаил Семенович Крысин — некогда звонарь со Спасо-Преображенского собора на Старом Валааме. Любопытно и совпадение: сам Успенский собор был сооружен по проекту крупного русского архитектора середины прошлого века Алексея Горностаева — автора лучших построек ладожского Валаама. Сегодня в Финляндии все хорошо знают имя русского купца Синеб-рюхова — создателя старейшего в стране пивоваренного завода и крупного мецената: основанная им в начале XIX века фирма процветает до сих пор. Встреченный мною в Ууси-Валамо Николай Николаевич тоже оказался представителем известного в Финляндии рода — Черных. Поселившиеся несколько поколений назад на территории Великого Княжества Финляндского русские купцы Черных, Масан, Королевы в прошлом веке были знамениты в стране. И их потомков тянет сегодня в финский русский монастырь. Нет, не просто «отдохнуть» приехал Николай Николаевич в Ууси-Валамо... Мне почему-то особенно запомнилась речь этого маленького старика. Он говорил быстро, не всегда разборчиво, как люди, которым редко приходится пользоваться родным языком, но абсолютно правильно, пересыпая речь поговорками и шутками. Но почему-то от его слов веяло чем-то очень забытым, таким забытым, чего я не мог знать в силу своего возраста. И я ловил себя на мысли: «Нет, так сейчас не говорят...» Сегодняшняя братия, говорил мне игумен Пантелеймон, уже не в состоянии сама обеспечить функционирование всего монастырского хозяйства, и в каждодневной работе монахам помогает разновозрастная группа добровольных помощников — им предоставляются лишь хлеб да кров, а работают они бесплатно. Среди них есть и те, кто по религиозным убеждениям 34
|