Вокруг света 1991-11, страница 56

Вокруг света 1991-11, страница 56

w

ПИЙТИЧгЯН /ЙМИ*!

НА ОХОТНИЧЬЕЙ ТРОНЕ

Страшный капкан видите вы на первом снимке. Не дай бог туда угодить! Но не стоит пугаться. Это всего-навсего муравьи рода Acanthognathus, а гигантская челюсть-капкан входит в их вооружение. Она же выполняет роль копья. Вам не грозит встреча с этим хищником, если вы не собираетесь в Южную Америку.

Во влажных тропических лесах Коста-Рики и Тринилала обитают эти чудовища. И ничего, что ростиком они всего 2 миллиметра, встреча с ними опасна для тех, кому Природа определила служить им пищей или быть врагом. Яростные эти крошки не могут рыть ходы в почве или гнилой древесине, как другие муравьи, и селятся в полых веточках деревьев. Их колонии в отличие от жилищ большинства других видов муравьев очень малочисленны: обычно вместе обитают от 4 до 20 взрослых особей. Зато каждая из этих особей —воин и охотник!

Охотятся они поодиночке. А самая лакомая их добыча — вкусные и прожорливые но-гохвостки, так сказать, кролики мира насекомых. Муравей приближается к жертве — внезапный пронзающий удар челюстей, и добыча поймана.

Заостренные концы прокалывают жертву. Сжимая ногохвостку, охотник поворачивает ее брюшком к себе и впрыскивает в добычу яд из жала. Одурманенная ногохвостка безвольно повисает. Возвращаясь после охоты в гнездо, муравей несет свою добычу высоко над землей: даже если ногохвостка придет в себя, она не сможет освободиться и отбросить муравья своим хвостом-вилочкой.

Если на ползущего с добычей муравья-охотника нападают агрессивные добытчики «другого племени» —более крупного рода Leptogenus, он быстро бросает добычу и выпрыскивает капельки яда прямо в лицо врагу. Агрессор отскакивает в сторону и начинает неистово чиститься. Тут наш рабочий муравей подхватывает личинку и убегает.

Но те же челюсти-капканы, которые легко протыкают хитиновый панцирь врагов, нежно баюкают молодых муравьев и куколок.

Челюсти наших героев гораздо совершеннее и сложнее, чем у иноплеменных муравьев. Они снабжены волосками и острыми зазубринами.

способны выбрасываться вперед, поворачиваясь на 180 градусов, и защелкиваться. Они могут еще более широко размахнуться назад.

У всех муравьев есть свое грозное оружие. Иногда даже дальнего боя. Термиты-соллаты при защите своих собратьев по гнезду пускают в ход не только зазубренное жало, но и метательное приспособление, из которого выстреливают во врага струйкой клейкого вещества.

При всей сложности и разнообразии муравьиного оружия в нем заключена простота и целесообразность. Основная добыча муравьев весьма прыгуча. Поэтому им понадобилось такое орудие охоты, которое работает как вильчатый захват — их челюсти-капканы.

И. пусть те, кто слишком велик ростом, чтобы понять сложные взаимоотношения мира насекомых, идя по тропическому лесу, не замечают, какое воцарилось напряжение. Ко-м> надо — понял и затих.

Все с дороги! Добытчики рода Acanthognathus вышли на охотничью тропу.

ВОКРУГ

_СВЕТА._

54

ОВОЩНАЯ ГИГАНТОМАНИЯ

Кто объяснит — зачем люди гонятся за рекордами? Одни покоряют недоступные вершины, другие плывут на плоту через океан. Третьи выращивают гигантскую капусту. О них и речь. И не только о них. Год назад в городе Алтон Тауэре в английском графстве Стаффордшир имел место конкурс на самый большой кочан капусты, а также любой другой овощ — всяк в своей группе. Была здесь тыква величиной с малолитражку, был кочан лиаметром в полтора метра. Был огурец, который смог оседлать довольно большой мальчик. (Тыкву пришлось грузить подъемным краном на спепгрузовик: остальное привезли хозяева на полсобном транспорте.) И была здесь Самая Большая Луковица В Ми-£е, которую вырастил фермер Троун из Йоркшира. Главное условие для конкурсантов — никакой химии. Все должно быть съедобно. Это, наверное, и есть то главное, что отличает овощные рекорды от покорения вершин и океанов.

СТРОЙОБЪЕКТ «ПИРАМИДА»

Археологи, которые прекрасно представляют себе жизнь фараонов и прочих эксплуататоров, очень заинтересовались сейчас жизнью простых древнеегипетских тружеников. К примеру, строителей пирамид. Имеются в виду не рабы, а прорабы, мастера, подсобники.

К югу от пирамиды Хеопса, за известняковыми каменоломнями были откопаны остатки пекарни и пивоваренного предприятия (воспользуемся современным термином). А неподалеку — остатки костей животных, зерна, черепки сосудов для воды.

По сохранившимся фундаментам общежитий можно определить более-менее точно, сколько людей работало на стройке. Этому же помогают размеры пекарен и пивзавода. Кстати, ученые пришли к выводу, что главной рабочей силой были не рабы-чужеземцы, а местные крестьяне, отбывавшие службу несколько месяпев в году — очевидно, вместо уплаты налогов или воинской службы.

Ясно одно: приводимые Геродотом цифры —сто тысяч человек на пирамиду — явно завышены. На самом деле людей было раза в три меньше. А если так, то значит, что в Древнем Египте существовала наилучшая организация труда в мире. Иначе — при примитивности оборудования — и быть не могло.

Осталось найти руины «Пирамидпроекта» с документацией — и все станет на свое место.

СТАРОЕ, НО ВЕРНОЕ...

...отнюдь не оружие. Разговор идет о железных пиалах, из которых ели небогатые люди в Китае. (Богатые ели из фарфоровых.) Такая железная пиала могла служить не одному поколению и зачастую бывала весьма древней. Потом их вытеснили дешевые алюминиевые и пластиковые миски. Замечено, однако, было, что с введением новых материалов распространились и болезни — анемия, например. Ученые тогда углубились в сочинения по китайской медицине и установили, что еще древние врачи рекомендовали железную посуду, ибо «без железа немыслимо обновление крови». Сейчас в Китае железная посуда в самой большой цене, и чем старее, тем дороже. Позволить себе ее купить могут лишь богатые люди.

Бедным остается заменить алюминий и пластик на фарфор. Он хотя бы безвреден.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. У человека на каждой челюсти

Близкие к этой страницы