Вокруг света 1993-08, страница 38

Вокруг света 1993-08, страница 38

немного, хотя по праздникам, как уверяют, здесь собирается до 60 человек, включая и христиан китайского происхождения.

... И здесь, на самом берегу реки, Которой в мире нет

непостоянней, В глухом окаменении тоски Живут стареющие россияне. И здесь же, здесь, в соседстве

бритых лам, В селенье, исчезающем бесследно, По воскресеньям православный

храм

Растерянно подъемлет голос

медный.

И где бы ни были сейчас «стареющие россияне», о которых написал А.Несме-лов,— в самом ли Харбине, в Америке, в России или в Австралии,— для них этот город, как сказочный град Китеж, остался в памяти «не находящимся уже на земле, но существующим». Ведь стоят эти дома, в которых они жили, так же течет Сунгари, есть родные могилы. Со всех концов света приезжают им поклониться бывшие харбинцы.

Единственное русское кладбище несколько лет назад перенесено за черту города. На месте прежнего в годы культурной революции сооружен стадион. Под железобетонными конструкциями и футбольным полем покоится свыше ста тысяч захоронений. На новое кладбище, как нам объяснили, перенесено только около семисот. На одном из красивых мраморных надгробий прочли надпись: «Памятник сей сотворен на Мясницкой». Много безымянных и заброшенных могил...

С грустью подумалось: пройдет еще десяток лет, уйдут в мир иной последние православные, и кто ж тогда присмотрит за этим погостом?

Наши коллеги в Харбине искренне попытались помочь в нашем стремлении ознакомиться с местными архивами, имеющими отношение к культурной жизни русских поселений. Но, к сожалению, разрешения на о го получено не было, и только в последний день пребывания мы были проинформированы китайской стороной, что часть интересующих Фонд культуры материалов (архив КВЖД) находится в партархиве провинции Хэйлунцзян, а часть — в партархиве Нанкина. Все материалы засекречены. Может быть, возможен обмен «секретами» между партийными архивами КНР и бывшего СССР? Будем надеяться.

Встречаясь с интеллигенцией Харбина, которая постоянно отмечала преобладающее влияние русской культуры на формирование различных местных художественных школ, мы говорили о том, что нельзя культурные, общечеловеческие ценности подменять идеологическими принципами — как бы они злободневны и актуальны ни казались. Если в этом есть взаимопонимание, значит, память о русских будет жива в Харбине.

Харбин

36

ТЕОРИЯ НЕВЕРОЯТНОСТИ

КАКИМИ ОНИ СТАНУТ, КОГДА НАС НЕ БУДЕТ?

Они — это наши далекие потомки. Точнее, не просто потомки, а представители той цивилизации, которая сменит нашу. Споров по этому поводу в последнее время немало. Попытался внести свою лепту в них и один из наши)?читателей, врач-психотерапевт Владимир АЗАНОВ.

Одно из самых уязвимых мест в организме человека — позвоночник. Его верхняя и нижняя части изогнуты — это напоминание о тех временах, когда наши предки передвигались на четырех конечностях и позвоночник располагался горизонтально. Для вертикального положения позвоночного столба такая форма неудобна, хотя и позволяет сохранять необходимую нам гибкость.

Плохо у нас развито одно из легких, ему мешает сердце. Мало у нас пальцев и вообще конечностей; «у меня не четыре руки» — часто говорим мы, как бы намекая на то, что неплохо было бы заиметь еще одну пару.

В общем, критику современного человеческого организма можно продолжать еще долго. Но что изменится? Но измениться должно — ведь согласно законам эволюции малосовершенные организмы совершенствуются.

Несомненно, разовьются способности, которыми уже наделены люди нашего времени, хотя и в разной степени, — это трансформация энергии и передача ее через пальцы рук, глаза, мысли. А поскольку самой навязчивой мечтой людей испокон веков было желание летать, то с помощью биоэнергетики следующие за нами разумные существа будут передвигаться по воздуху.

Кроме того, в организме будущих потомков, вполне вероятно, произойдут следующие изменения. Сердце переместится на середину груди, освободив больше места для левого легкого. Шея укоротится, а то и вообще исчезнет за ненадобностью, поскольку при полете необходимость поворачивать голову отпадет — всегда можно развернуться в нужном направлении, изменив положение всего корпуса. Темя станет приемником космической энергии, а наш неразвитый ныне так называемый третий, теменной глаз станет работать, улавливая информацию Вселенского Разума. Рук станет четыре, а пальцев на каждой из них — шесть. Цвет кожи будет у всех желтым, и на нее станут наносить татуировку, заменяющую нынешние, довольно части 1«ряемые документы. Это удобно, тем более что мы — первый и скорее всего последний вид разумных существ, носящих одежду.

Питаться люди новой цивилизации будут в основном растительной пищей — крупными плодами невиданных нами деревьев. Такое питание приведет к тому, что homo sapiens новых поколений станут значительно легче нас, их тела будут содержать меньше влаги.

Выделительная система у тех, кто придет после нас, скорее всего будет работать по принципу, существующему ныне у птиц.

С каждым новым циклом будет меняться количество потомства от каждой пары существ. У пауков и жуков — сотни яиц, у мышей и птиц — по нескольку десятков потомков за детородный период, у кошек и собак — по нескольку детенышей, у человека — несколько детей. Женщины будущего смогут рожать только один раз за всю жизнь. Ребенок не будет рождаться без любви...

От редакции

Сама идея о том, что когда-либо нынешняя цивилизация будет сменена какой-то иной, не вызывает принципиального возражения. Судя по некоторым данным, например, древнейшим текстам Востока и скупым намекам в Библии, мы — отнюдь не первая цивилизация на планете.

Однако какими будут те, кого будут называть землянами? Сказать что-либо определенное по этому поводу, конечно, очень трудно. Возможны лишь некоторые соображения. Считая, что представители цивилизации грядущего будут летать, автор гипотезы мало утруждает себя вопросом, как именно эта способность будет проявляться. Единственное, что можно понять из его письма, это то, что полет никак не будет похож на птичий, для него достаточно окажется «биоэнергетики».

Ныне солнечную энергию мы усваиваем лишь опосредованно, скажем, поедая растительную пищу. При этом КПД использования солнечной энергии человеком меньше, чем у пресловутого паровоза, и не составляет и одного процента. Так что логично предположить: рано или поздно этот путь должен быть спрямлен. Организмы, в том числе и разумные, приобретут способность получать и усваивать энергию непосредственно из космоса, а не с помощью длинной цепи малоэффективных химических реакций.

Такой цикл куда более вероятен. В свете последних научных теорий где-то через сто миллионов лет на нашей планете прервется углеродный цикл, то есть количество углекислого газа станет столь мало, что растения перестанут им питаться, а значит, нынешняя цепь преобразования пищи в энергию волей-нево-лей окажется разорванной.

Но если некое существо получит такие возможности — перемещаться в пространстве по своему усмотрению и подпитываться напрямую энергией космоса,— нужны ли ему остальные органы? Как полагает известный фантаст Артур Кларк, многие предсказания которого уже сбылись, будет только закономерно, если такое существо и само будет представлять собой сгусток энергии, по мере надобности принимающей любой облик.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Азанов м.и
  2. Литеж это

Близкие к этой страницы