Вокруг света 1994-03, страница 47Иероглифы на башне гласят: «Первая застава в Поднебесной». Здесь начинается Великая Китайская стена -одно из чудес света, созданная в древности для защиты от набегов «варваров», она отделяла крестьянский оседлый уклад китайцев от кочевого образа жизни пришельцев. Львы (верхний снимок) никогда не жили в Китае, но стали сюжетом китайской архитектуры после того, как в начале нашей эры в страну пришел буддизм из Индии. mmтmm mm "fiAf*^! *гISSi itfV »т т т т т т ^ ж^Tl^4" * "jifjj' Т * , ^f * Т 1 tf I 1 "г^вгт в^З^ ™ ■ Я * * 131 т т ** т т кровение, дыхание правды, доверие к человеку». «Национальный характер един. Зачем попусту рассуждать, что лучше - свет или тьма, покой или движение. Одно переходит в другое. Так и национальный характер. Это сплав противоречивых качеств. В нем многое восхищает: усердие, бережливость, трудолюбие. Но, с другой стороны, эгоизм, консерватизм, покорность, узость мышления... Взгляните на графическое изображение двух китайских космогонических категорий «инъ» и «ян», которые есть начало и конец всего сущего. Инь - Луна, Земля, женское, слабое, текучее. Ян -Солнце, Небо, мужское, сильное, твердое. Они изображаются в виде полуизогнутых половин, готовых перейти одна в другую, присутствуют друг в друге...» Чтобы передать образ того мира, которым Чжан Имоу дышал и мучился, ему, поначалу оператору, мало было камеры, даже разговаривающей его языком. Он хотел выразить себя в цвете, звуке, ритме, тембре голоса, паузе. И он стал режиссером. Но сна чала Чжан Имоу неожиданно сыграл главную роль в фильме другого режиссера «Старый колодец». Коллеги заметили: «Играть не умеет, но какая правда!» Кстати, фильм получил «Гран-при» в Токио, а Чжан Имоу -приз за лучшую мужскую роль. С самого начала китайские кинематографисты находились под влиянием эстетики традиционного театра. Вот, например, какими видел трактат XVIII века «Зеркало просвещенного духа» некоторых персонажей. Богатый: вид довольный, глаза улыбаю 45
|