Юный Натуралист 1985-10, страница 18

Юный Натуралист 1985-10, страница 18

16

Воды Каракумского канала не везде хватает для обводнения земель. Вот тут-то и оказывается кстати чистая, без вредных примесей вода древних кяризов.

Однажды в Молдавии с председателем одного из южных степных колхозов мы объезжали на «газике» поля хозяйства. Стояла ранняя весна. Вокруг в сизой дымке тяжело и влажно дышала черная тучная земля. И вдруг рядом с дорогой, посреди этого унылого однообразия, вырос легкий сказочный терем, покрытый затейливой кружевной резьбой.

«Что это?» — удивился я.

Председатель усмехнулся, поглаживая усы: «Так у нас в Молдавии оформляют колодцы. Красиво, правда? Для нас, молдаван, построить колодец своими руками — значит сделать большое и нужное дело, утвердить себя в глазах окружающих».

Может быть, этот случай заставил меня пристальнее вглядеться в колодцы и родники у дорог, на лесных опушках, сельских улицах. «Колодезная» тема основательно и надолго увлекла меня. Скромные полевые криницы с тяжелой надежной цепью, с воротом из колеса старой сеялки, монументальные колодцы, строившиеся долго, основательно, с выдумкой, беседки над которыми украшены замысловатыми драночными переплетами, чопорные колодцы-крепыши, бетонные оголовки которых расцвечены мозаикой, родники на горных перевалах, вытесанные из базальтовых глыб, кладези в монастырях — с какими только типами колодезных и родниковых сооружений не приходилось встречаться!

Люди с древних времен научились использовать подземные воды. На Ближнем Востоке, в Средней Азии, Индии и Китае несколько тысячелетий назад стали применять для водоснабжения и орошения родники и колодцы. Археологи находят остатки древних колодезных сооружений и при раскопках Танаиса, и на дне Керченского пролива, и на территории современной Москвы. Естественно, у каждого народа в зависимости от природных условий и национальных традиций колодцы разнятся формой сруба и глубиной шахты, способом подъема воды и манерой оформления. Но у всех народов неизменно одно — заботливое,

бережное, почти любовное отношение к колодезной и родниковой питьевой воде. Она — первоисток бытия. Вода начинает и замыкает жизненный круг человека наряду с такими вечными и незыблемыми понятиями, как земля, хлеб, огонь.

«Хочешь увидеть весь мир, загляни в каплю воды» — гласит латинская пословица. Трудно назвать сферу человеческой деятельности, которая теми или иными гранями не соприкасалась бы с водой из колодцев, родников, источников. Колодцы и родники стали символом самых дорогих для нас вещей — отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «родина» и «родник» общий корень.

«Журавель», «журавец» — так ласково назвали похожее на длинноногую птицу приспособление для подъема воды из колодцев. В черной тревожной глубине вода пахнет глиной, мхом, подгнившим деревом. И вот журавель, жалобно и невнятно всхлипывая, распрямляется. Наполненное ведро скользит вверх, и подземная вода вбирает в себя запахи обрызганного солнечной росой разнотравья. Какому смекалистому колодезнику пришла в голову мысль применить для добычи воды столь простой и надежный способ? Кто был первым создателем оригинального водоподъемного сооружения? Ответить на эти вопросы так же трудно, как назвать имя изобретателя колеса, косы, плуга. Так или иначе, но журавель продолжает верно служить людям. Он стал неотъемлемой частью сельского пейзажа.

Наряду с такими простыми и удобными сооружениями мастера-колодезники строили колодцы, водоподъемные механизмы которых поражали даже повидавших свет путешественников.

А сколько преданий, примет, забавных былей связано с источниками и кладезями! На Руси любили весной ходить к родникам и слушать голос вешней воды. Если она издавала звук, похожий на скрежет мельничных жерновов, то жди летом шалостей Перуна на громовых жерновах. В ноябре по поведению воды в неглубоких колодцах определяли характер будущей зимы.

Жители села Загатка Львовской области в точности прогноза погоды могут поспорить с синоптиками, вооруженными самыми современными приборами.