Вокруг света 1994-05, страница 26

Вокруг света 1994-05, страница 26

ры тоже вскарабкались по склону.

Послышался звук, похожий на удар грома. Лава вокруг верхушки — серая на поверхности, но раскаленная внутри — высвободилась и потекла вниз. Ее движение вызвало появление облака с убийственно высокой температурой. Три вулканолога, журналисты, водители машин и фермеры мгновенно умерли, когда облако настигло их. Ь итоге сорок одна жертва.

Приехавшему после трагедии в Японию Ноэлю Гроуву осакский репортер Сатоши Цудзино предложил показать долину, по которой прокатились убийственные пирокластические потоки.

Когда журналисты осматривали долины, над пиком Унзен, неожиданно поднялся серый шар. Он растекся в облако высотой примерно шестьдесят метров, которое начало быстро опускаться по склонам. Достигнув подножия горы, облако оторвалось от него и взлетело на триста метров в воздух. Позже, пролетая над этими местами на вертолете, Гроув видел весеннюю листву, ставшую грязно-коричневой, и сожженные облаком дома.

Одна из наиболее разрушительных форм вулканической деятельности только недавно привлекла внимание ученых. Это обвал вулканического конуса — феномен, который образовал основание Гавайских островов. Извержение Сент-Хеленс в штате Вашингтон послужило суровым напоминанием об этом процессе.

В течение веков, за которые периодические выбросы лавы и пепла сформировали живописный конус горы, Сент-Хеленс сотрясали толчки, вызываемые движением магмы вверх — и ее северный край наконец рухнул. Обломки с Сент-Хеленс буквально стекли потоком толщиной в один километр и протяженностью в двадцать четыре километра. Разрушение кратера было вызвано пирокластическим потоком, который скосил деревья на протяжении двадцати семи километров. Погибло около шестидесяти человек.

После случая с Сент-Хеленс геологи всего мира начали более внимательно относиться к признакам, предшествующим таким вулканическим обвалам.

Вулканы опасны не только для живущих по соседству. Например, есть спутниковые снимки пылевидных облаков, поднявшихся в стратосферу от Пинатубо. Легкая двуокись серы может циркулировать вокруг Земли в течение пяти лет. Результат — понижение температуры в нижних слоях атмосферы и повреждение озонового слоя. .

' Более низкие и плотные облака вулканического пепла представляют угрозу для самолетов с реактивными двигателями, потому что в них содержатся мельчайшие частицы вулканического стекла. Засасываемые в двигатели, они спекаются в комки, которые уменьшают тягу. Десятки самолетов попадали в такие облака, которые зачастую не отражаются на радаре. Три самолета едва из бежали катастрофы. Один из таких случаев произошел в 1982 году, когда «Боинг-747» с 263 пассажирами на борту на высоте

одиннадцати километров влетел в пылевое облако. Один за другим пришлось выключить все двигатели, и в течение тринадцати минут самолет представлял собой гигантский планер.

В Эквадоре геолог Геофизического института Кито Патрисия Моурс показала Ноэлю Гроуву вулкан Котопакси. Величественный Котопакси как бы укутался в императорскую снежную мантию, ниспадающую по его склонам высотой около шести километров. Этот снег может стать убийцей, если извержение неожиданно нагреет вулкан. По словам Патрисии, с 1534 года известно три случая, когда извержение растопило снег и потоки воды затопили окрестности на триста с лишним километров.

Предсказать приближение извержения помогает наблюдение за выделяемыми вулканом газами. Водяной пар — основной газ в магме, она также включает в небольших количествах хлористый водород, двуокись серы и углекислый газ. Когда магма начинает подниматься, количество водяного пара уменьшается, а других газов увеличивается — это сигнал возможного взрыва.

Иногда складывается впечатление, что человечество играет с вулканами в русскую рулетку. Зачем убегать, думают люди, если в данный момент опасности нет и появиться она может через годы и даже столетия? Почему не жить в Кампи Флегреи, густонаселенном районе, примыкающем к Неаполю, где земля то и дело колышется, подобно дышащей груди?

Кампи Флегреи расположен у Неаполитанской бухты, той самой, на противоположном берегу которой высится Везувий...

По словам профессора Франко Барбеи из Пизанского университета, с 1631 по 1944 год извержения Везувия происходили примерно каждые семь лет. Прошло уже почти пятьдесят лет затишья, а такие длительные периоды обычно сопровождаются мощным взрывом.

Какие беды это принесет, учитывая, что миллионы людей живут сейчас в опасной близости от Везувия? Произведенные Барбеи расчеты показывают, что, если произойдет извержение, равное по силе выбросу ?9-го года; пепел, пирокластические и грязевые потоки могут уничтожить .пятьсот тысяч домов. Если не будет принято необходимых мер, количество жертв составит двести тысяч.

Не могут чувствовать себя слишком уверенно и люди, живущие в Скотт-Сити в Канзасе, или в Менди-ге, в Германии. Обе территории были затронуты извержениями более мощными, чем извержения Везувия или Пинатубо. Взрыв в Мендиге, расположенном к северо-западу от Франк-фурта-на-Майне, произошедший 11 тысяч лет назад, оставил гигантскую воронку в земле и разбросал пепел от Швеции до Северной Италии. Сейчас воронка — озеро Лаахер-зее — излюбленное место пикников у немцев. Буколический пейзаж — до тех пор, пока не увидишь, как у северо-восточного берега вода пузырится от вы

деляемых магмой двуокиси углерода и других газов.

Около озера находятся пещеры, где в средние века добывали застывшую лаву для мельничных жерновов. Толща медленно передвигавшихся базальтов застыла в виде колонн; рабочие освобождали их от более мягких окружающих пород и потом резали эти колонны на круглые секции. Лаву добывают здесь до сих пор, только теперь ее используют в строительстве. Эта территория все еще остается вулканически активной, хотя и невозможно сказать, будут ли еще происходить извержения.

На вопрос, какой из крупных вулканов может начать извержение в недалеком будущем, известный вулканолог Карие Ньюхолл ответил: «Нам самим хотелось бы знать. Но можно предположить, что Иводзима».

Иводзима, или Ио — самый большой из трех островов, справедливо названных Вулканическими. Сегодня на Ио живут сто пятьдесят японских военных и двадцать пять американских служащих береговой охраны, обеспечивающих работу системы дальней радионавигации.

Сам остров — всего лишь купол, поднявшийся в центре старой девятикилометровой кальдеры вулкана, носящего то же название, что и остров. Зазубренные скалы обрамляют ее края. Последний раз вулкан извергался больше двух с половиной тысяч лет назад. Теперь, кажется, остров снова готов взорваться. Магма, наполняющая пустоты под островом, с 1945 года подняла его больше чем на семь с половиной метров. В последнее время он поднимается примерно на тридцать сантиметров в год.

Чтобы убедиться в активности магмы, достаточно зайти в пещеры-бом-боубежшца, оставшиеся на Ио со времен второй мировой войны. В них довольно жарко и ощущается запах серы. На полу одной из них все еще лежат аккуратно сложенные медикаменты, старые бинты, а в углу валяется пересохший и потрескавшийся противогаз.

Крис Ньюхолл считает, что ученые получат предупреждение об извержении, но неизвестно, в какой форме оно будет.

Остров Ио находится в удалении и от Японии, и от Евразийского материка. Казалось бы, извержения на таком изолированном острове, даже более мощного, чем Пинатубо, можно не опасаться. Однако вулканологи говорят, что, если произойдет этот катаклизм — он вызовет понижение температуры по всему миру.

Как-то рыбак, живущий на одном из вулканических островов, сказал Ноэлю Гроуву, что никогда не был бы счастлив, вдали от своего острова. На вопрос, не боится ли он возможных извержений, он на минуту задумался, а потом с улыбкой ответил: «Если бы я беспокоился об этом, то не смог бы жить здесь».

Все мы, живущие на этой вулканической планете, могли бы сказать то же самое.

По материалам журнала «National Geographic»

24