Вокруг света 1994-05, страница 401 f известию, что Ле Суан Ту, мой к\ старый друг и видный вьетнам- _|\Л ский ученый, приезжает в Москву, у нас дома отнеслись с обстоятельностью. Общую тональность задала моя мама, помнившая Ту .еще первокурсником и очень ценившая за опрятность, вежливость и конфуцианскую почтительность к старшим. Друг прибывал из воюющей и бедной страны, а потому следовало послать его семье подарки, не только приятйые, но и прежде всего полезные. Особенно дочке. Девочка родилась в Москве, в честь чего и была названа Нга - Россия. Последний раз я ее видел в годовалом возрасте, с тех пор прошло двенадцать лет, и на фото, иногда приходивших, она была красивой девочкой с большими глазами. Покупку подарка дАя Нга мне не доверили. Я, правда, не слишком и настаивал, ибо дел было невпроворот, и даже не спросил: что же куплено. В этом была моя ошибка, но я понял это позднее. Точнее говоря — поздно. Прием почтеннрго друга произведен был на высшем уровне и затянулся на полдня: с обедом, беседой и вручением даров. Когда развернули сверток, я побледнел. В обертке бежало нарядное бело-голубое платьице, красивое и короткое. И с короткими рукавами... НЕМНОГО ПРО ОДЕЖДУ На этом, боюсь, не совсем понятном для читателя месте я прерву рассказ о действительном событии, имевшем место у меня дома весной 1975 года. Я вернусь к нему, но чуть позже, когда мы поговорим об одежде вообще и о том, для чего она служит. В 1926 году у забайкальского села Буреть в захоронении позднего палеолита археологи нашли костяную статуэтку: женщину, все тело которой, кроме лица, покрывали штрихи. Вот эта именно деталь — «кроме лица», — привела ученых к мысли: штрихи изображают одежду. Против того, что они символизируют татуировку, говорило следующее: лицо татуируют во многих племенах и по сей день. Если статуэтка являет собой одетую женщину — значит, это самое древнее изображение одежды, и тогда мы можем именно с позднего палеолита отсчитывать время, когда человек прикрыл свое бренное тело. А зачем прикрыл? Ясное дело — чтобы уберечься от холода и непогоды. Но тогда зачем человек одевается в жарких краях, где он мог бы без этого и обойтись? Для того чтобы прикрыть наготу, прикрыв стыд, как Адам и Ева? Но ведь и по сей день есть в тропиче ских лесах племена, не носящие никакой — даже скуднейшей — одежды. Однако сколь бы скудна ни была одежда, по ней все равно можно отличить мужчину от женщины. То есть существует у одежды и такая функция. Ну и конечно, одежда служит украшению своего владельца. Что ни говори, но и самый скромный человек постарается не надеть платье, которое его уродует. Перечень назначений столь привычной и обыденной вещи, как одежда, можно продолжать и продолжать. Но мы этого делать не будем. Вместо этого постараемся наполнить новым, «одежным», содержанием нашу рубрику «Дело вкуса». Ибо, признайте, в чем — в чем, а в одежде вкус проявляется, как нигде. Этнография же одежды очень увлекательна, и в ней видны и история народа, и его привычки, и образ жизни. Кстати, об этнографии. Отчего-то большинство людей думает, что занимается она исключительно дальними странами и экзотическими племенами. И коль скоро мы коснулись этнографии одежды, то и речь должна пойти о живописных уборах индейцев и том, что можно считать одеждой у папуасов. Ну, в крайнем случае, о юбках шотландских горцев, а на тех же гор 38 | |