Вокруг света 1994-09, страница 30

Вокруг света 1994-09, страница 30

горностай, снежная сова процветают. Когда они исчезают, полярные лисы гибнут от голода, а совы перебираются южнее.

Существует тайна леммингов. Их популяция растет и исчезает каждые три —пять лет. Откуда они появляются? Куда уходят? У иннуитов, так называют себя эскимосы, есть леген — да, по которой «маленькие зверьки» появляются на земле... падая с неба. Авторы некоторых научных книг объясняли внезапное исчезновение леммингов их массовым самоубийством. Действительно, иногда по берегам рек или у моря находили сотни мертвых зверьков. Но теперь ученые выяснили, что в подобных случаях лемминги всего лишь пытались пересечь водную преграду. Толкаемые вперед стрессом, возникающим при перенаселении территории, слишком многочисленные, слишком нервные, они устремлялись все в одном направлении и гибли в давке.

Лемминга очень трудно изучать, а зимой просто невозможно. Он слишком мал, весит примерно 110 граммов. Попробуй - ка надень на такого ошей -ник - передатчик, чтобы проследить за его передвижениями. Остается непосредственное наблюдение.

В Гренландии никогда не отмечалось массовых миграций леммингов, хотя здесь изучают этих зверьков более века. Тем не менее популяция леммингов мо — жет уменьшаться от 400 особей на гектар до единиц. Ученые заметили, что стран — ному исчезновению леммингов способствуют нехватка питания, суровый климат, хищники. Ведь очаровательный лемминг — приманка для всех или почти всех обитателей острова. Мари — Люс провела подсчеты, которые прямо — таки ошеломляют: молодой сове требуются два лемминга в день, пара с девятью птенцами съедает до 3000 зверьков за четыре месяца!

Очень быстро лемминги поняли, на — сколько выгодно принимать гостей на острове. Ни один из их врагов не решался близко подойти к палаткам. После каждой трапезы люди оставляли им лакомства — отходы, очистки. Словом, лемминги нашли покой и корм и так освоились, что по ночам стали будить исследователей шумом «подземного метро» — рыли ходы прямо под спаль -ными мешками. Однако идиллический период в их жизни был короток.

Как —то Мари —Люс осталась одна в лагере. Она была погружена в записи наблюдений. Низкое полуночное солнце, все тихо, спокойно вокруг. Молодая женщина подняла голову от днев — ника, чтобы насладиться спокойствием

весенней Арктики, — и вздрогнула от неожиданности. Совсем рядом — огромная белая голова со сверкающими глазами. Волк?!

Немного оправившись от шока, Мари-Люс стала размышлять: «Морда короткая, узкий ремешок из голубой кожи обхватывает грудь...» Мари облегченно вздохнула. Да это же старая ездовая собака, сбежавшая из эскимос -ской упряжки и невесть как оказавшаяся на острове. Кусок колбасы — и началось приручение неожиданной гостьи. Ее окрестили именем На — нук — «медведь» по — иннуитски.

Понемногу недоверие прошло, и Нанук привязался к людям. А через не — сколько дней вокруг лагеря полностью исчезли лемминги. Нанук, как верный кот в хозяйском погребе, выловил всех грызунов.

...Трудно было участникам экспедиции привыкать к незаходящему солнцу. Арктический день смешал привычные ориентиры. Поначалу все четверо решили сохранить свой обычный жизненный ритм. Однако у птиц и животных в тундре свой цикл — разморенные «жарой», они менее активны после двух часов. Пришлось к ним подстраиваться.

Доктор Бенуа Ситтлер наметил для работы территорию примерно в тысячу гектаров в дельте реки Карупелв. В центре — высокая скала, облюбованная казарками, а вокруг плоскогорье, покрытое скудной тундровой растительностью. Когда на остров приходит весна, эти земли первыми освобожда — ются ото льда.

Как монашка, одетая природой в черное и белое, казарка прилетает в Гренландию в конце мая, чтобы вывести птенцов на крутых скалах, подаль — ше от хищников. Высидев птенцов, родители тут же покидают гнездо. Крохотные серые малыши не могут оставаться в гнезде более суток — родители их не кормят. И, чтобы выжить, им приходится прыгать с пятидесятиметровой высоты вниз, в море. Там их ждет мать. Отец в это время кружит у гнезда, делая пируэты в воздухе — как бы демонстрируя технику прыжка. Как ни странно, большинство малышей благополучно приводняются, подбадриваемые криками родителей. Но даже у тех, кого унесло ветром или течением слишком далеко от родителей, есть шанс выжить: бездетные казарки усыновляют чужих птенцов.

...Тепло. Люди разбрелись по цветущей тундре. Если лечь на землю среди ярких островков заячьей капусты, окажешься в карликовом лесу. Березки, ивы не достигают и 15 сантиметров,

хотя живут по 100 — 200 лет. Годовые кольца на их стволах можно пересчи -тать только под микроскопом.

Воздух в тундре так чист и прозра — чен, что определить «на глаз» расстоя — ние очень трудно. Нет ни деревьев обычного размера, ни домов, чтобы сориентироваться в пространстве. Кажется, вон до того холма рукой подать, а добираешься часа три. За 15 километров можно различить мускус — ного быка. Но все же такое расстояние скрадывает настоящие размеры, и быки похожи на... крупных квадратных муравьев. Именно ради них и оказалась здесь Мари —Люс. Ей уже приходилось проводить недели в норвежской тундре, наблюдая за этими гигантами, которые сосуществуют с человеком по — чти полмиллиона лет. Научное название животного — «овцебык». От первой у него проворство и сравнительно небольшой рост — около 135 сантиметров; от второго — длинные рога, которые, начинаясь высоко на черепе, спускаются до «щек». Рога достаточно остры, чтобы вспороть живот волку одним ударом. Под большим плоским носом круглый подбородок с длинной «бородой». Иннуиты прозвали овцебыка «большая борода».

Летом животные сбрасывают «зим — нюю шубу», прекрасно сохраняющую тепло — в ней всегда плюс 15. Мягкий теплый подшерсток разлетается клоками по тундре. Пока не отросла новая шерсть и в сезон «любви» овцебыки жестоко дерутся по любому поводу. Они очень раздражительны и ревнивы, отгоняют даже птиц от своих коров.

Когда Жан-Луи приблизился к крупному самцу, чтобы сделать фото -графии, животное начало обеспокоенно двигаться параллельно с ним. Мари — Люс не успела предупредить друга, что этот «симметричный балет» не предвещает ничего хорошего. В утреннем тумане Жан — Луи не заметил, что невдалеке пасутся три самки. А быки не переносят, когда кто—то становится между ними и их подругами. Бык бросился на фотографа, и у того едва хватило времени прыгнуть в спасительную яму. Человек и разъяренное животное были совсем рядом, «нос к носу». Чудище наверху, Жан-Луи внизу, у его ног. Он что —то говорил быку, не очень соображая что, главное было выдержать ласковый и твердый тон. И о чудо! Оскорбленный повелитель великодушно удалился в сторону своего гарема.

Чуть позже двое самцов начали по — единок за право на гарем. Три с половиной часа фырканья, угрожающих поз. Они кружили, толкались, наступали, но серьезно столкнулись только два раза.

28