Вокруг света 1994-10, страница 50

Вокруг света 1994-10, страница 50

Из иностранцев чаще всего писали о людоедстве в Китае арабы и персы. Но многобожники китайцы для них — средоточие всех пороков. И, кроме того, мало к кому в Китае относились с таким отвращением, как к мусульманам. А те платили той же монетой.

Древнейшая индийская литература содержит гораздо меньше упоминаний о каннибализме, чем китайская. Но и в ней есть довольно поучительная сказка из собрания «Дасакумаракарита» («Сказки десяти принцев»).

«Давным-давно случилась великая засуха, продолжавшаяся двенадцать лет. Поля пришли в запустение, а дождя все не было. Озера превратились в грязные болота, реки пересохли; исчезли почти все ягоды, фрукты и плоды, и уже никто не отмечал праздников. Появилось множество разбойников, люди стали поедать друг друга. Человеческие черепа и кости усеяли всю землю.

Тогда жили три брата Они съели все запасы пшеницы, потом — всех коров, овец, служанок, слуг, детей, жен старшего и среднего брата. Наконец было решено, что завтра наступит очередь Дхумини, жены младшего брата; однако тот не мог допустить этого и ночью бежал, захватив ее с собой...»

В Европе положение дел было ничуть не лучше, чем в Китае. В 450 году н.э. в Италии свирепствовал такой голод, что родители утоляли его собственными детьми. С 695 по 700 год в Англии и Ирландии продолжался голодный мор — и снова «люди поедали АРУГ друга». Германия и Болгария испытали ужасы каннибализма в 845 и 851 годах; в 936 году начался знаменитый голод в Шотландии, когда в течение четырех лет «люди пожирали друг друга». Во второй половине десятого века один автор писал, что «страшный голод охватил весь Римский мир и продолжался в течение пяти лет; не было ни одного места на земле Священной империи, где бы люди не впали в самую крайнюю нищету. Умерших от голода невозможно было подсчитать. Во многих городах и провинциях нужда заставляла людей питаться не только крысами и

червями, но и мясом мужчин, женщин и детей. Одичание было так велико, что многие съедали своих родителей. Было много примеров того, как юноши ели своих матерей, а те, позабыв все материнские инстинкты, съедали младенцев».

В так называемые «темные века», как и во все другие времена, от голода в первую очередь страдали беднейшие — а они не владели грамотой и не оставили свидетельств. К тому же городов тогда было немного, а именно в них последствия нужды и лишений оказывались наиболее ужасающими. Средневековые историки ограничивались замечаниями вроде «они поедали друг друга», ибо просто не располагали более подробной информацией.

Впрочем, было одно исключение. Когда в Египте разразился чудовищный голодный мор 1201 года, в Каире жил некий врач, который многое видел, еще больше слышал и все это записывал. Глава его книги «Поучительные размышления и воспоминания о событиях, которым я был свидетелем в Египте» (выпущенной между 1201 и 1207 годами) целиком посвящена данной теме. Мемуары Абд-аль-Латифа — так звали этого врача — еще не переводились, однако они заслуживают того, чтобы обратить на них самое пристальное внимание.

«В Мисре (Египте) и в самом Каире, близлежащей округе, куда бы человек ни направил шаги, — пишет Абд-аль-Латиф, — ему трудно найти место, где бы на глаза или под ноги не попадались трупы, отдельные оборванцы в последней стадии агонии или целые группы бедняков, находящихся в подобном же прискорбном состоянии.

В пригородах и селениях вымерли почти все жители... Порой путник мог пройти через целый поселок и не встретить ни одной души, — только пустые дома, открытые двери да множество разложившихся и еще свежих трупов. В иных домах были значительные ценности, потому что некому было их украсть...

...Несчастным, изнемогавшим под бременем непосильной нужды, приходилось питаться падалью, тру па-

Старые описания путешествий полны такими жуткими картинками. Нужно только помнить: это не фотографии, запечатлевшие «момент истины», а рисунки, которые художник сделал со слов путешественника, а тот тоже сам этого не видел (иначе бы не вернулся из путешествия!), а записывал со слов соседей-врагов.

ми, собаками, экскрементами людей и животных. Они пошли дальше и достигли той стадии, на которой стали поедать собственных детей. Не было ничего необычного, если на улице кто-то предлагал купить ребенка, жареного или вареного. Правитель города приказал сжигать живьем и таких продавцов, и их покупателей.

Я сам видел зажаренного младенца, лежавшего в корзине. Ее доставили к правителю вместе с мужчиной и женщиной, оказавшимися отцом и матерью ребенка. Правитель приказал сжечь их живьем.

Когда бедняки первыми стали есть человеческое мясо, остальных славных жителей это настолько потрясло и ужаснуло, что они долгое время ни о чем другом не разговаривали.

Поедание себе подобных было так распространено среди бедняков, что это стало причиной гибели большинства из них. Если бы я рассказал все, что слышал или видел собственными глазами, то многие бы мне не поверили. А я был свидетелем только лишь малой доли тех ужасов, которые творились вокруг. Порой мне и самому начало казаться, что я придаю слишком большое значение тому, как быстро изменилась наша жизнь...»

ОБВИНЯЮТСЯ ЕРЕТИКИ

«Почти вся Германия охвачена пламенем костров. В Швейцарии из-за них опустошены целые селения Путешественник, оказавшийся в Ло-рене (современный Эльзас), может видеть сотнями и тысячами привязанными к столбам вдоль дорог... Я уже не говорю о более отдаленных зем-

48

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Разложение трупа

Близкие к этой страницы