Вокруг света 1994-11, страница 37

Вокруг света 1994-11, страница 37

Лошадкам, а их теперь четыре (к двум из породы владимирских тяжеловозов прибавились две верховые), ежедневно нужно по мешку овса. И в кибитке уже не двое, а четверо. С Петром в дорогу отправились Николай Цавидовский, Александр Герасимов, Евгений Летков — все с большим опытом походной жизни, но и для них каждый день необходим прокорм. Из Канады приглашение, к примеру, прислали с оговоркой: «Принимаем, но расходов по содержанию не несем». Путешествие, одним словом, не обещает быть легким, но, как бы то ни было, и на этот раз оно началось.

Я фотографировал путешественников на Красной площади. В последнее время отсюда начиналось не одно дальнее странствие. Собрались телерепортеры, газетчики. И тут вдруг выяснилось, что брусчатка знаменитой площади для подков лошадей что ледяная гладь. С превеликими предосторожностями объехала кибитка вокруг храма Василия Блаженного, а у самых ворот одна из «девочек» все-таки поскользнулась и упала. Долго гладил и успокаивал Петр своих подопечных, чтобы съехать по Васильевскому спуску. А когда все благополучно завершилось, съемки закончились и можно было тронуться в путь, к Петру подошел неизвестный господин.

— Извольте, — вежливо и негромко произнес он, — за лошадками навозец с площади прибрать.

— О чем разговор, — воскликнул Плонин, — это мы мигом, это же ценное удобрение,— В кибитке, как выяснилось, имелся специальный веник и мешок. Своим путешествием иванов-цы хотели привлечь, кстати, внимание общественности не только к проблемам коневодства, но и к экологии, сохранению не задымленной машинными газами природной среды.

...«Девочки» с радостью бежали по обочине набережной Москвы-реки, не обращая внимания на поток проносящихся мимо автомобилей. За кибиткой следовала пара всадников. Я отметил про себя, что процессия, у меня во всяком случае, не вызывала удивления. Может, это оттого, что я еще застал время, когда лошадиная повозка не была чем-то особенным даже для пригорода Москвы. Но будет ли так дальше?.. «Успеха вам», — мысленно произнес я вслед удаляющимся путешественникам.

Москва, июнь 1994 г.

В.ОРЛОВ, фото автора

«ДАНТЕ» ВОЗВРАЩАЕТСЯ В АД

В этой экспедиции, помимо вулканологов, самое активное участие принимали инженеры НАСА. Сконструированный ими телеметрически управляемый аппарат по имени «Данте» должны были спустить в кратер антарктического вулкана Эребус.

Опыт провалился: кабель, по которому люди, стоявшие в безопасности у кромки огнедышащей горы, связывались с аппаратом, перекрутился, передача команд прервалась, и машину пришлось с позором «выуживать» на белый свет.

Было это в прошлом году. С тех пор калифорнийские специалисты внесли в конструкцию множество усовершенствований. И в ближайшее время «Данте II» направляется в другую часть света — на Аляску. Здесь есть действующий вулкан Спурр, также ждущий своего исследователя.

Восьминогому механическому «существу», снабженному видеокамерами, лазерным дальномером, многочисленными датчиками, предстоит спуститься в жерло вулкана на глубину около 200 метров. Там он произведет измерения температуры, возьмет образцы газов, выделяющихся из недр земных, сделает съемку «адских пейзажей» и доставит все это вулканологам.

Надо сказать, что инженеры НАСА помогают, казалось бы, профессионально далеким от них вулканологам не совсем уж бескорыстно: когда «Данте II» благополучно сдаст «экзамены», пишет журнал «New scientist», его будут готовить к высадке на Марсе.

ОТКРЫТО «ШОССЕ ФАРАОНОВ»

Археологи давно замечали, что вдоль Фаюмской впадины, лежащей в 100 километрах юго-западнее Каира, пунктиром тянутся отрезки какого-то возвышения. Ни их общая протяженность, ни возраст, ни назначение, если оно — дело рук человеческих, известны не были.

Но вот в 1994 году работавшая в этом районе экспедиция американских геологов, возглавляемая Томасом Боуном, пришла к заключению, что это — «тропа фараонов», древнее коммуникационное сооружение, служившее для перевозки массивных грузов по песчаной местности. Вскрытая ныне часть дороги составляет 11,5 километра; ширина наиболее сохранившихся участков — 2,1 метра.

В экспедицию геологов влились археологи. Судя по предметам материальной культуры, найденным на дороге и рядом с нею, они сделали вывод: этим путем пользовались во времена Пятой и Шестой династий фараонов Древнего царства, то есть в период между 2575 и 2134 годами до н.э.

Мостовые из необожженного кирпича, которые были обнаружены ранее в древних городах Шумера и на территории нынешнего Пакистана, может быть, еще древнее «тропы фараонов», но мощенной камнем дороги такого возраста ученым находить еще не случалось.

...Начинается «тропа фараонов» в базальтовых каменоломнях у горы Джебель Катрани.

Отсюда по прямой как стрела дороге, уложенной плитняком и обломками окаменевшего миллионы лет назад леса (местного!), древние египтяне или их пленники волокли «стройматериалы» для пирамид и гигантских статуй.

Вес отдельной «детали» мог достигать трех тонн, так что, очевидно, для перевозки груза пользовались «салазками», поливая путь перед ними «смазочной» жидкостью: так изображено на некоторых сохранившихся древних картинках. Тут уж в пору говорить о «шоссе фараонов»...

На берегу ныне исчезнувшего озера Мерис камень перегружали на лодки, и далее он следовал уже водой.

Так базальт Джебель-Катранских каменоломен поступал в Саккару, в 30 километрах к югу от великих пирамид Гизы, где его и сейчас можно видеть уложенным в пол гробницы местного некрополя и в основания колоссальных статуй, сообщает журнал «New scientist».

35