Вокруг света 1995-01, страница 19

Вокруг света 1995-01, страница 19

с хоругвями и иконами выходило из храмов на берег, благославляя пароход.

Миновав в полночь ярко иллюминированную Новую Ладогу, «Озерный» вошел в Сясьский канал. Тут их величества вернулись на «Александрию» и утром 16-го прибыли в устье Свири. Торжественный момент уже ожидали множество торговых пароходов и судов, расцвеченных «бес-иками», и толпы празднично разодетых людей. «Александрия» стала на якорь между «Озерным» и «Стрель-ной». Остальные корабли Императорской флотилии выстроились выше по течению Свири.

В полдень «Александрия» под императорскими штандартами и под флагом наследника цесаревича подошла к украшенной флагами и зеленью, покрытой красным сукном пристани. Высокие пассажиры сошли на берег. Государь — во флотской форме, наследник и великий князь Георгий — в белых матросках Гвардейского экипажа. Их встретили представители петербургского и рыбинского купечества. Государю поднесли хлеб-соль на серебряном вызолоченном блюде, возблагодарив при этом за дозволение называть Новый Свирский канал именем Императора Александра III. "Августейших дам приветствовали букетами цветов.

Потом рыбаки поднесли свирских форелей и лососей. Министр путей сообщения генерал-адъютант Посьет подал в большой стеклянной кружке хрустально-чистую свирскую воду. Поднос, на котором стояла кружка, был выточен из огромного пня мореного дуба, найденного при рытье канала. Его украшали резные изображения первобытных орудий и допотопных зверей — при земляных работах было сделано немало находок. Представители подрядчиков — отставные инженеры Яфимович и Михайловский — поднесли золотые жетоны, изготовленные по случаю сооружения каналов; депутация купечества — Адрес. В нем, в частности, говорилось:

«Природные удобства Мариин-ской системы, этого исстари излюбленного предками нашими водного

пути, соединяющего бассейн Волги с берегами Балтийского моря, дополнены ныне драгоценным приобретением, которое удешевит и ускорит перевозку товара с волжских пристаней в Санкт-Петербург».

Затем состоялось молебствие и освящение каналов, совершенное причтом Исаакиевского собора. Когда отпели Многолетие, государь подошел к маяку, стоящему у входа в канал, и поднял флаг. На маяке было начертано:

«Начат в 1878 году в царствование Императора Александра II. Окончен в 1882 году в царствование Императора Александра III».

Точно такой же монумент-маяк возвышался на противоположном берегу. На нем были написаны имена проектировщиков и строителей. А между маяками, от одного берега до другого, как раз над палубой «Александрии», преграждая дальнейший путь, сверкая на солнце, трепетала на ветру широкая муаровая голубая лента.

Вот эта самая...

Императрица взошла на «Александрию». Приблизилась к ленте. Ей на подносике подали ножнички. Она взяла их и разрезала ленту пополам. В этот миг оркестр с «Онеги» грянул «Боже, Царя храни». Звуки гимна сразу потонули в могучем «ура».

Потом государыня, сообщает хроника, разрезала ленту на несколько небольших частиц и раздала их на память о свершившемся событии государю, высочайшим особам, господам министрам, лицам свиты, а также лицам, принимавшим участие в сооружении каналов, и другим участникам церемонии.

Вслед за «Александрией» весь Царский караван вошел в открытый Новоладожский канал Императора Александра Ш. На «Онеге» оркестр играл сочиненный специально для этого случая капельмейстером «Свирский марш». По берегам по-прежнему бежали восторженные толпы людей. Многие из бегущих падали на колени, осеняя корабли крестным знамением.

Ночевала флотилия в Новом Сясь-ском канале, нареченном именем Императрицы Марии Федоровны.

На следующий день императорская чета с августейшими сыновьями благополучно прибыла в Петергоф, в летнюю резиденцию «Александрия».

Во все время путешествия стояла великолепная погода.

...Технический прогресс, отменив «худые суда», породил сеть новых, более удобных коммуникаций. Но, увы, прошел мимо «исстари излюбленного предками нашими водного пути». В начале нынешнего века, когда в 1904 году через Волхов пролегла железная дорога, связавшая столицу с Череповцом и Вологдой, роль каналов начала заметно падать.

В настоящее время, сообщили мне в Министерстве речного транспорта Российской Федерации, по каналам сплавляются малые плоты леса, которые грозит разметать по-прежнему бурная Ладога. Спокойная водная гладь стала излюбленным ристалищем яхтсменов и лодочников. А речной трамвайчик «Заря» регулярно развозит по прибрежным участкам неутомимых дачников.

Однако жители Новой Ладоги, и среди них внучатая племянница генерала-обладателя Ленты, моя троюродная сестра Ксения Александровна Крылова, урожденная Рыкова, волею судеб обосновавшаяся в городе ( а точнее, выселенная в 30-х годах из Питера «на 101-й километр»), не разделяют министерский оптимизм.

Директриса местного историко-краеведческого музея Клавдия Ивановна Любач, например, недоумевает, в чем заключается «государственная охрана канала Императора Петра I», под которую канал был принят в 1960 году со статусом памятника республиканского значения. Рукотворный свидетель петровской эпохи давно снят с баланса Волго-Балтийского водного пути и все более разрушается.

А ведь уникальное сооружение, в случае приведения в порядок и восстановления его хитроумных бейшло-тов1, могло бы превратиться из заброшенной канавы в достойный восхищения потомков Мемориальный историко-культурный комплекс. Привлечь туристов. И приносить так нужный теперь всем нам доход.

Вот о чем напомнила и позволила задуматься хранящая, хочется верить, тепло рук русской царицы, чудом уцелевшая «неопровержимая улика» — живая частица истории русского флота.

Бейшлот — устаревшее название плотины водохранилища, создаваемый для поддержания судоходного уровня воды в каналах.

2 «Вокруг света» N 1

17