Вокруг света 1995-01, страница 22Борис Красков, не отрывая взгляда от дороги (он за рулем УАЗа), спрашивает, что привело меня в эти края. Рассказываю об уникальной находке археологов, о пазырыкцах — народе, жившем здесь задолго до нашей эры, к которому и принадлежала найденная мумия. Хотя многое ли я могу рассказать, если даже ученые еще не знают — откуда пришел этот народ на Алтай и куда он исчез?.. Потому-то каждое новое свидетельство пазырыкской культуры представляет большую ценность. — А почему этот таинственный народ называется пазырыкцами? — спрашивает Красков. Тут уж в ответе я могу быть точнее: — Еще при Петре I «бугровщики» раскапывали древние курганы Алтая в поисках сокровищ. Многие захоронения относились к скифской эпохе — первому тысячелетию до нашей эры. Одну из таких полукочевнических культур «скифского круга» археологи обнаружили примерно век назад. Позднее эту культуру назвали пазырыкской — по названию знаменитых курганов Пазы-рыка, которые находятся в долине реки Башкаус и которые в 40-е — 50-е годы раскапывал археолог Руденко. Тогда в пазырыкских курганах, в вечной мерзлоте, нашли шесть мумий, — вещи, одежду и даже разобранную повозку. Мумия, которую обнаружили сегодня на плато Укок, — седьмая... Кругом плавные зеленые горы. Темнеет, где-то впереди идет дождь, но мы, свернув на проселок, срезающий по предгорьям, все равно не можем его нагнать, лишь издали видя фантасмагорические сполохи зарни-. цы. Все скрывает мрак, и продолжается сумасшедшая ночная гонка через клочья тумана, несущиеся навстречу по безлюдной дороге, еле различимой во влажных отблесках фар... Лишь глубокой ночью мы попадаем в Катон. Утром оказывается, что Катон-Ка-рагай — небольшой поселок, окруженный горами, на юге поднимается покрытая снегами более чем трехты-сячеметровая вершина хребта Са-рымсакты. В 60-е годы прошлого века он был основан как пост пограничной сотни. У меня письмо от ректора к главе администрации этого мараловодческого района Жанымхану Кундызба-еву. Пожаловавшись на отсутствие бензина, он созванивается с урыль-ской комендатурой, прося оказать содействие, и дает личную серебристо-серую «хонду», чтобы проехать шестьдесят километров по отличному шоссе до Урыля. Над зелеными воротами пограничной комендатуры нависают покрытые лесом склоны хребта Тарбагатай. Урыльский комендант, капитан Эрик Степанович Росляков, собирается на заставу Чиндаргатуй, что в ста двадцати километрах, у верховий Бухтар-мы, рядом с Укоком. Я устраиваюсь в его УАЗике. Сузившуюся долину обступают отлогие горы. Проезжая село Берель, я вспомнил, что поблизости отсюда основатель алтайской археологии Василий Васильевич Радлов раскопал в прошлом веке первые большие курганы древних пазырыкцев. Академик Радлов десять лет ездил по Алтаю, Сибири, Туркестану, организовал экспедиции в Монголию и Турфан, расшифровал знаменитые древне-тюркские Орхонские надписи... Алтай был для него музеем под открытым небом, ибо древние курганы и каменные могильные стелы соседствовали здесь с деревянной юртой или шалашом-аилом наследника тех, ушедших в безмерную даль древних народов — скифов, гуннов, тюрков, монгольских владык... Кончились села, по обеим сторонам долины тянулся редкостойный лес, сгущавшийся на затененном северном склоне Южноалтайского хребта. Сразу за Бухтармой мы свернули в ущелье, и вскоре добрались до стоящей на склоне небольшой заставы, старой, но ухоженной. Это Чиндаргатуй, выстроенный на месте казачьего пикета. В бинокль видны ели и кедры над заставой, расположенной на высоте 1700 метров, а на гребне вершины, что напротив, — голые осыпи, оканчивающиеся фирновым ледничком. Отсюда до заставы Ак-Алаха на Укоке сорок километров. Я почти у цели. ЛИЛИЯ ЛЕСОВ Когда, еще в Москве, я расспрашивал об алтайской мумии ученых Института археологии РАН, мне рассказывали, что обнаружила ее Наталья Викторовна Полосьмак, археолог, жена заместителя директора Института археологии и истории Сибирского отделения РАН Вячеслава Ивановича Молодина. Их экспедиция работала там и летом 1994 года. Мумия же лежит в Научно-исследовательской лаборатории биологических структур Минздрава (это такой большой НИИ), где занимались «лечением» мумии Ленина и мумификацией других деятелей мировой истории XX века. Узнав через Новосибирск телефон доктора биохимии Владислава Львовича Козельцева, возглавляющего отделение химии бальзамирования, я условился с ним о встрече. Меня ждали в огромном здании, уходившем вглубь квартала всего в полукилометре от метро «Маяковская». ...В воздухе стоял тяжелый запах формалина, смешанного с неведомыми солями, исходивший из прозрачной ванны, наполненной бесцветной бальзамирующей жидкостью. Безжизненный цвет неоновых ламп придавал неземной вид группе одетых в белое людей, окружавших лежавшую на прозрачной крышке ванны коричневую мумию. Она была в той же позе, что ее нашли, — на правом боку, с подогнутыми ногами, и казалась довольно «рослой». Однако, лица этой женщины увидеть было невозможно — на черепе сохранились лишь обрывки височных мышц. Голова погребенной, когда нашли мумию, покоилась на войлочной подушке, и ткани головы успели разложиться прежде, чем примитивно мумифицированное тело полностью сковал ледяной панцырь. Нет ничего циничнее, чем смерть, даже произошедшая две с половиной тысячи лет назад... Пострадала и правая рука, сквозь обрывки кожи виднелось раздвоение лучевой и локтевой костей. Но кисть, собранная в странную щепоть, с обрывком веревки на ней (может быть, кисть была связана? Или был вложен в руку амулет?) сохранилась хорошо, поражая своими длинными «музыкальными» пальцами. На темной коже одного из пальцев виднелся вытатуированный «перстень». Лучше сохранилась левая рука женщины, целиком украшенная татуировкой. На плече — синим — изображен олень с закрученными рогами, священное животное пазырыкцев, скифов и всех индоевропейцев, да и современнных алтайцев. Недаром есть алтайская легенда, описывающая сакральную охоту на священного оленя с семьюдесятью отростками на рогах. Ниже изображения оленя — смутно различимые олень или баран, борющийся с пантерой: характерная для скотоводов скифского крута «сцена терзания», символизировавшая, вероятно, круговорот жизни. Что еще ниже — не разобрать... Лучше всего сохранилась ступня, точно недавно сведенная судорогой, твердая, как дерево. В бедре — квадратные дырки от взятых проб тканей. — Кто она? — спрашиваю я у Владислава Львовича. — Молодая женщина, лет 20-23-х, не рожавшая (забегая вперед, скажу, что антропологи дали ей 18-20 лет — М.В.). Причина гибели неизвестна, так как следов ран на костях нет, но сложение у нее довольно хрупкое — есть такие люди со слабым здоровьем, астеники, угасающие от тяжелых условий жизни... Но она была интересным созданием — рост метр шестьдесят пять примерно, долихоцефал -ка — череп высокий, с большим объемом мозга, но лоб скошен назад. Смешанный облик — европеоид с чертами монголоида. Зубы мощные (что говорит о сильной воле), но стерты сильно — любила кедровые орешки, наверное. Однако под тяжестью льда череп был слегка сплющен справа, сломалась челюсть. Мумию снова опускают в раствор, где она проведет еще месяцы. — Ее набальзамировали сразу после смерти, — рассказывает Козель-цев. — Надрезали спину, плечи, грудь, вынули внутренности и набили грудную клетку смесью травы и шерсти, через отверстие в основании черепа вынули мозг. И спустя несколько месяцев подняли на Укок. Дальше — ледяная линза... Пока найденную мумию везли и хранили, она стала сохнуть и темнеть, 20
|