Вокруг света 1995-01, страница 48

Вокруг света 1995-01, страница 48

дило четыре часа на тщательный осмотр ка-кого-нибудь десятисантиметрового обломка скалы. Камни обычно были покрыты густым слоем растительности, в которой обитала масса крошечных животных. Это напоминало поиск одного маленького куста в лесу».

Однаэды ассистент пришел в кабинет Хартвика с горящими глазами. «Пойдите взгляните», — сказал он.

На очередном куске скалы Хартвик увидел полипов, очень похожих на Chironex.

«Я пытался подавить волнение, — вспоминает Хартвик. — Полипы часто похожи друг на друга. Надо было посмотреть, во что они вырастут».

12 дней — типичный срок для метаморфозы кубомедуз. Хартвик и его сотрудники с нетерпением следили, как постепенно полипы превращались в медуз. Наконец появились крошечные существа — они, вне всякого сомнения, были кубомедузами.

Благодаря работе Хартвика и Ямагучи теперь известен полный цикл жизни Chironex. Взрослые особи поздним летом собираются для размножения в устьях рек около Таунс-вилла, в Квинсленде, а потом погибают. Появившиеся из отложенных ими яиц планулы прикрепляются на дне, где к осени превращаются в полипов. Весной, после начала сезона доодей, — это уже маленькие медузы. Они мигрируют к морю, чтобы поохотиться в прибрежных водах.

Повзрослев, Chironex fleckeri становятся сильными и проворными пловцами, способными развивать скорость до полутора метров в секунду. В море они питаются креветками и рыбой, но любимая пища кубомедуз — шримс (разновидность маленьких креветок), который в огромных количествах собирается около берега, вдоль тех самых песчаных пляжей, где австралийцы так любят отдыхать летом.

Конечно, Chironex жалит людей не преднамеренно, это естественная реакция на прикосновение к щупальцам, снабженным стрекательными клетками — нематоцистами, каждая из которых имеет «спусковой крючок» механического действия. Тем не менее, чтобы нематоциста сработала, она должна получить химическое раздражение. Такими раздражителями являются вещества, находящиеся на чешуе рыб, покровах моллюсков и, к сожалению, коже человека.

ЕСТЬ ЛИ СПАСЕНИЕ ОТ КУБОМЕДУЗЫ?

Когда медузы охотятся за добычей в мутных прибрежных водах Северной Австралии, их медленно пульсирующие, почти прозрачные колокола трудно разгладеть. Они на 95 процентов состоят из воды. Щупальца, струящиеся под колоколом, как незаметные рыболовные лески, увцдеть еще труднее. Фактически до 1956 года никто не предполагал, что именно Chironex fleckeri является созданием, причиняющим такие мучения. Рассказывали много историй о пловцах, с воплями выскакивающих из воды со следами страшных ожогов на коже, но нападавшего никто не видел.

К счастью для туристов, кубомедузы не живут на Большом Барьерном рифе, где за год бывает около миллиона отдыхающих. Нечасто они посещают и пляжи австралийских Золотого и Солнечного берегов недалеко от Брисбена. Но вознамерившимся иску

паться на пляжах севернее тропика Козерога, проходящего около города Рокхэмптон в северо-восточном штате Квинсленд, приходится учитывать присутствие у берегов смертоносной медузы.

Пловцов настоятельно просят пользоваться только огороженными, «медузобезо-пасными» участками пляжей и надевать защитную одеоду, например, закрывающие все тело костюмы из лайкры. Даже тонкая ткань колготок защищает кожу от адовитых щупальцев.

Известно, что участники соревнований по серфингу натягивают на себя две пары колготок — одна прикрывает ноги, а вторая надевается сверху на руки и через голову. Защитный эффект сверхтонких колготок объясняется очень просто. Жала, выпускаемые стрекательными клетками, слишком коротки, чтобы достать до кожи, прикрытой колготками.

«Не стоит пренебрегать мерами предосторожности. Ожоги, нанесенные Chironex, очень трудно лечить, — объясняет врач Питер Феннер. — В отличие от укуса змеи или скорпиона, ад кубомедузы проникает в организм жертвы на большом участке. К счастью, у нас есть противоадие».

Оно было получено 24 года назад учеными австралийской Лаборатории сыворотки из крови овцы, которой ввели несмертельную дозу ада. Весь медицинский персонал в прибрежных регионах Северной территории и Северного Квинсленда снабжается таким противоадием.

«Оно очень эффективно, — считает Феннер. — Дыхание нормализуется почти сразу, и боль обычно утихает через несколько минут. Рубцы, образующиеся впоследствии, выгладят не так страшно».

ПЛАНКТОНОКРЕЙСЕЛ.

ОПЫТЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Когда-то это лекарство облегчило страдания и Уильяма Хамнера, которого коснулось щупальце кубомедузы.

В 1993 году они с Пегги получили возможность вернуться в Австралию, чтобы закончить исследование Chironex. Их коллега Мартин Джонс, директор аквариума в Таун-свилле, сообщил, что ему удалось девять месяцев держать в экспозиции живую кубоме-дузу. Она погибла, но Мартин, при содействии университета Джеймса Кука и двух местных клубов знаменитостей, организовал фонд финансирования программы исследования Chironex. Он предложил Хамнеру приехать и помочь в осуществлении проекта.

Исследователи попытались начать работы с наблюдения за охотой и кормежкой медуз, но столкнулись с серьезными проблемами. В море животные появлялись и исчезали непредсказуемо. Изучать их в естественных условиях было невозможно. Кроме того, как выяснилось, большинство кубомедуз не желали есть в неволе.

Однако Уильям в свое время помог построить в Америке новый тип аквариума, названный «планктонокрейсел» — от немецкого названия планктонной карусели — для океанариума в бухте Монтерей в Калифорнии. Планктонкрейсел перемешивал воду таким образом, чтобы медузы не застревали в углах аквариума и водостоках. Новые аквариумы в Монтерее работали успешно. Живущие в

нем медузы процветали. Поэтому «карусель» в Таунсвилле была изготовлена по их образцу.

В аквариум поместили нескольких только что отловленных кубомедуз. К ним запустили живую банановую креветку, и одно из щупальцев Chironex вскоре коснулось покрытого колючками существа, которое тут же погибло. Опутанная щупальцами, креветка была подтянута ко рту медузы. Так удалось создать условия, в которых кубомедузы продемонстрировали, как они добывают себе пропитание. .

И стало ясно, зачем Chironex нужен такой смертоносный ад. Добыча, подобная банановым креветкам, покрыта острыми шипами. Если бы медуза поймала креветку и попыталась съесть ее живьем, всего один удар довольно сильного хвоста креветки разорвал бы нежные ткани медузы на части. Так что лучше убить добычу как можно быстрее.

Нечто необычное в поведении Chironex заметила Пегги. Медузы, живущие в большом резервуаре, уплывали от нее, когда свет в комнате был яркий, а на ней была темная одеода. «У меня создалось впечатление, что они видят, как я вхожу, и преднамеренно убираются с дороги», — сказала она Уильяму.

Однако в отношении такого простого животного, как медуза, подобная гипотеза казалась маловероятной, хотя у кубомедузы и имеются образования, очень напоминающие глаза позвоночных. Исследователям оставалось выяснить, достаточно ли сложна нервная система медуз, чтобы воспроизводить зрительную информацию.

Убежденная, что кубомедуза каким-то образом видит ее, Пегги затемнила комнату с аквариумом. Затем они с Мартином начали серию экспериментов, в которых медузам показывались различные объекты, окрашенные в черное для контраста с белыми стенками резервуара. Каждый раз, когда появлялся очередной объект, медузы пытались уплыть от него. Даже предмета шириной всего в один сантиметр было достаточно, чтобы заставить их пульсировать в противоположном направлении.

Эксперименты Пегги продемонстрировали, что кубомедузы очень хорошо видят. У них есть четыре группы глаз, по одной с каждой стороны кубообразного колокола. Исследования показали, что глаза имеют линзы и роговую оболочку. Но ученые до сих пор недоумевают, как эти создания могут видеть, не имея мозга. Однако несмотря на то, что кубомедузы видят добычу, они не нападают. Хрупкие и же-латинообразные, они ждут, пока добыча сама не наткнется на них.

СЮРПРИЗЫ МОРЯ

Дежурный по Австралийскому институту морских наук сообщил Хамнеру, что заметил четырех кубомедуз около того самого пирса, где в 1977 году ученый впервые познакомился с их щупальцами. Исследователи опять надели защитные костюмы, погрузили на машину ведра и направились к пирсу. Однако в воду спуститься не удалось, поскольку оказалось, что посреди свай в поисках добычи рыщет акула.

Вскоре в поле зрения появились три большие зеленые черепахи, каодая почти в метр длиной. Они медленно плавали взад и

46