Вокруг света 1995-12, страница 47ризонтальными полосами флагом. С 1843 — 1844 годов в центре этого флага стал помещаться республиканский герб на белом прямоугольнике. В 1844 году к власти на 15 лет вновь пришли негры, однако попытка восстановить непопулярный у большинства населения черно-красный флаг не увенчалась успехом. Сначала в президентском кресле с калейдоскопической быстротой сменили друг друга три неграмотных и дряхлых марионеточных президента, а потом власть захватил негритянский генерал Ф.Сулук, который, будучи поклонником Наполеона, и, следовательно, Франции, сохранил на флаге синюю полосу. Так была прервана на 120 лет дурная традиция менять цвет государственного флага в зависимости от цвета кожи правителя страны. Впрочем, флаг при Сулуке все же изменился. Установив режим массового террора, он провозгласил себя в 1848 году императором и заменил республиканский герб на флаге вновь изобретенным императорским гербом. Новоявленная империя просуществовала до свержения ее создателя в 1859 году, а два года спустя был вновь восстановлен флаг 1843 года с республиканским гербом. Он просуществовал практически без изменений более ста лет. Однако в 1964 — 1976 годах, в период кровавой диктатуры негритянского семейства Дювалье, правившего с 1957 года, синяя полоса флага была вновь заменена на черную, полосы стали вертикальными, а традиционные пропорции флага 2:3 изменены на 1:2. При этом красная полоса впервые приобрела темный, кровавый оттенок. Эти изменения были не случайны: в основу идеологии дювальерист-ской диктатуры были положены черный расизм и местная негритянская мистика, а политическая практика режима, основанная на самом изуверском кровавом терроре, фактически превратила страну в залитое кровью кладбище, в своего рода пугало для всего цивилизованного мира. В официальной же трактовке черный цвет флага означал «происхождение, традиции и культуру» большинства населения, а красный — «дювальерист-скую революцию и борьбу за независимость». В период правления основателя диктатуры Франсуа Дювалье (до 1971 года) внутри Гаити на флагах вместо герба часто изображался портрет диктатора, любимым изречением которого было: «Я — знамя Гаити, единое и неделимое». Противники диктатуры вели борьбу за освобождение под прежним сине-красным флагом, считающимся символом свободы страны и единства всех групп населения, и после ее падения в 1976 году этот флаг был восстановлен в качестве государственного в прежних цветах и пропорциях. На национальном флаге, в отличие от государственного, белый прямоугольник и герб во все периоды отсутствовали. Герб Гаити в XIX веке многократно менялся. Частые перевороты и гражданские войны, смены форм правления и расколы страны оставили после себя самые разные эмблемы. В их числе — республиканский ликторский пучок с фригийским колпаком свободы, монархическая птица феникс с ко роной и крестами, местный пейзаж с восходящим солнцем и множеством звезд и другие. Гербом королевства Гаити во втором десятилетии XIX века был поддерживаемый двумя львами щит с возрождающимся из пепла фениксом, а гербом второй империи в середине века был орел над пальмой и скрещенными орудийными стволами. Республиканский герб, подобный современному, был создан в 1807 году как герб южной части страны ее президентом А.Петионом. Он, сначала эпизодически, а с 1843 года постоянно, изображался на флаге Республики. Гаитянская королевская пальма, считающаяся на острове символом свободы, увенчана другим ее символом — фригийским колпаком. Пальма окружена шестью винтовками со штыками, двумя пушками с ядрами, двумя якорями, двумя топорами и боевым барабаном, а также полдюжиной знамен и двумя вымпелами национальных цветов. Знамена и вымпелы символизируют независимость, якоря — надежду, а оружие — борьбу за свободу и независимость в прошлом и решимость сохранить ее в настоящем и будущем. Девиз на французском языке означает «В единстве — сила» и совпадает с девизом бельгийского герба. Детали герба неоднократно менялись, и современный вид он приобрел к 1920 году. В период диктатуры семейства Дювалье, в 1964 — 1976 годах, знамена и вымпелы на гербе были черно-красными, а фригийский колпак свободы, вызывавший ненависть тирании, был устранен. После падения этой диктатуры герб с 1976 года вновь приобрел современный вид. Бурные же события последних десятилетий никак не отразились на гаитянской государственной символике. КРЕСТ И БИБЛИЯ В течение более трехсот лет восточная часть острова Гаити — территория современной Доминиканской Республики — находилась под испанским владычеством. В 1821 году восставшие патриоты провозгласили независимую Республику Санто-Доминго под флагом из красной, белой и желтой горизонтальных полос, но уже на следующий год она была захвачена соседней Республикой Гаити. В 1838 году было создано тайное общество «Ла Тринитария», поставившее своей целью восстановление независимости. Поскольку господствовавшие в стране гаитяне являлись в основном приверженцами религиозных культов африканского происхождения, а местное население — католицизма, освободительное движение приобрело католическую окраску. Паролем заговорщиков стали слова «Бог. Отечество. Свобода», а эмблемой — крест как символ самопожертвования. Флаг общества создал его руководитель (будущий первый президент Доминиканской Республики) Хуан Пабло Дуарте, наложив белый крест на тогдашний гаитянский сине-красный флаг. Иногда крест занимал лишь центральную часть флага и сопровождался кругом из белых звезд. Организованное «Ла Тринитарией» в 1844 году восстание увенчалось провозглашением независимости Доминиканской Республики, а флаг тайного общества стал государственным. Синий цвет на нем символизирует свободу, красный — огонь борьбы за ее достижение и пролитую в этой борьбе кровь. Белый цвет обозначает силу и чистоту народа, его религиозную веру и готовность к самопожертвованию. В дальнейшем цветные прямоугольники флага стали располагаться в шахматном порядке, а затем в центр флага был помещен герб. В современном виде государственный флаг существует с 1863 года. Национальный флаг не содержит изображения герба. Герб Доминиканской Республики принят в 1844 году и после изменения ряда деталей приобрел современный вид к 1896 году. Его центральный щит имеет цвета и символику государственного флага, на щите помещены религиозные символы: крест и раскрытая на первой главе Евангелия Святого Иоанна Библия, обрамленные двумя парами национальных флагов и двумя копьями. Крест символизирует также освобождение от колониального рабства, а копья напоминают о победах доминиканцев над испанскими, французскими и гаитянскими захватчиками. Щит окружен лавровой и пальмовой ветвями — символами славы и мира, связанными лентой национальных сине-красных цветов. Верхняя надпись на испанском языке — пароль борцов за независимость «Бог. Отечество. Свобода», ставший национальным девизом, нижняя надпись — название страны. Цвета лент с этими надписями соответствуют основным цветам флага. ТРЕЗУБЕЦ НЕПТУНА И БОРОДАТЫЙ ФИКУС Почти три с половиной столетия Барбадос был британской колонией. С XIX века его эмблемой и бэджем колониального флага было изображение величавой и надменной женщины в короне и мантии, с трезубцем, плывущей по морю в раковине, которую везли два морских конька (подобная эмблема еще с 1673 года встречалась на британских монетах). Коронованная особа с трезубцем бога морей Нептуна представляла «Британию — владычицу морей» и олицетворяла могущество английского колониализма. В начале XX века в изображение были внесены небольшие изменения. Современный флаг принят в 1966 году, когда страна обрела независимость. Он появился в результате конкурса, проведенного среди местного населения. Синие полосы символизируют безоблачное небо Барбадоса и омывающий его Атлантический океан, желтая — сам остров и его знаменитые пляжи из мельчайшего кораллового песка, привлекающие сюда многочисленных туристов. Трезубец Нептуна — значение океана для страны (торговля, мореплавание), причем отсутствие у него древка, в отличие от трезубца колониальной эмблемы, символизирует
|