Вокруг света 1996-11, страница 64

Вокруг света 1996-11, страница 64

нувшись с Афона, поселился в «пещерке малой, двусаженной». (Заметим, пещера эта была очень древней и ранее в ней жили варяги. В дальнейшем мы еще вернемся и к самой пещерке, и к ее обитателям). Этот момент взят за начало отсчета истории Пе-черского монастыря. Далее все шло как пописанному: к Антонию присоединились единомышленники, росли пещеры — крепла обитель. Составить хотя бы приблизительный план первых подземелий, основываясь на летописных сведениях, к сожалению, невозможно. Известно только, что уже в XII веке существовали пещерные кельи, галереи, церкви и трапезные.

Практически все средневековые авторы, без исключения, писали огигантской длине лаврских катакомб, расходясь лишь в цифрах. Самые скромные упоминали о пещерах длиной от 10 до 100 миль, более решительные не боялись расстояния в 1000 миль. Список городов, с которыми якобы были связаны киевские подземелья, включал почти все крупные населенные пункты Древней Руси: Чернигов, Смоленск, Псков, Москву, Новгород и многие другие. Я попытался нанести все перечисленные в древней литературе города на обычную географическую карту и соединил их прямыми линиями с Киевом. Получилась до-вольно-таки наглядная иллюстрация старинных лаврских легенд и преданий о протяженных подземных ходах. С виду такая карта напоминала схему воздушных сообщений бывшего «Аэрофлота», только с центром в Киеве. Дав волю фантазии, нетрудно представить, как, немного усовершенствовав древние галереи, можно было бы пустить по ним, скажем, скоростные поезда метро. В таком киевском метрополитене было бы обычным делом объявление типа — «Обэрэжно, двэри зачыняюця! Наступна зупынка — Москва».

И все-таки упоминаний в исторической литературе о фантастической длине лаврских пещер так много, что просто взять и отмахнуться от этого факта невозможно. Приходится принять к сведению некоторую часть информации, и, если пещерные ходы в другие города — полный абсудрд, то подземные туннели под Днепром могли быть явью.

Набравшись таких уникальных и противоречивых сведений, я решил вплотную заняться розыском и изучением старинных карт лаврских катакомб.

Карты, которым сотни лет

| I олгая и кропотливая работа в архивах увенчалась успехом — было найдено Ьколо 30 старинных карт лаврских пещер. Они охватывали почти четыре последних столетия. Но история Печерской Лавры,

как я уже говорил, насчитывает девять веков. А где же более ранние карты? К великому сожалению, они не дошли до наших дней. Может быть, сгорели в огне многочисленных пожаров обители, может, истлели в сырых монастырских подземельях. Конечно, хочется надеяться, что где-нибудь еще отыщутся более ранние карты, но пока самая древняя из них датирована XVII веком.

Первые графические изображения (графические, а не картографичекие!) лаврских пещер появились в конце XVI века. Они представлены иллюстрациями на полях рукописи львовского купца МХрюневега, побывавшего в Лавре в 1584 году. Простые донельзя рисунки несут, тем не менее, весьма любопытную информацию — на них изображен вход в самую древнюю часть подземелий, укрепленную дубовыми сваями. По утверждению того же Грюневега, природная пещера тянется на 50 немецких миль. Я довольно хорошо знаю катакомбы, но такого хода что-то не припоминаю.

Первые карты лаврских катакомб были помещены в книге монаха Печерской лавры А.Кальнофойского «Тератургима», изданной в 1638 году. Вместе с ними к книге был приложен план Кива, также первый в истории. Впоследствии все внимание ученых было всецело уделено этому плану, а карты пещер оставались как бы в тени. Мне стоило немалых трудов отыскать оригиналы первых карт: книга со дня своего рождения была раритетом.

И вот я держу в руках уникальную карту, созхданную лаврскими монахами более трехсот лет назад. За кажущейся простотой и наивностью рисунка кроется творческий поиск первых отечественных картографов, положивших начало развитию картографического дела на Украине. Автор карты создал целую систему условных знаков, использовал цифровые обозначения, показал все объекты в математической пропорции. Таким образом, мы имеем полное соответствие современному определению карты, именно карты, а не рисунка или чертежа.

Следующая страница картографической летописи лаврских пещер — карты из выдающегося памятника отечественного книгопечатания — «Киево-Печерского патерика» 1661 года издания. Эти изображения, созданные лаврским гравером Ильей, более известны широкому кругу исследователей, их описания легко найти в картографической литературе.

Оригинальная карта Дальних лаврских пещер отыскалась довольно легко, гораздо труднее дело обстояло с поиском ее второй половины — карты Ближних пещер. И, как это часто бывает в жизни, то, что долго ищешь, оказывается, лежит на самом видном месте. Редкий экземпляр неизвестной

ранее карты я нашел в фондах Центральной библиотеки АН Украины. Лежал он там всеми позабытый-позаброшенный, в ужасном состоянии, но достаточно хорошо читаемый. Известно, без казусов в науке не обходится: с одной стороны — я вроде бы сделал нужное дело, выявил ценный исторический документ, с другой — это сослужило ему недобрую службу. Библиотечные работники сразу же спохватились и отдали старинную карту на реставрацию, а это дело тонкое и очень-очень долгое. Я такой оборот дела предвидел и снял копию с редкой карты. Оказалось, не зря я так долго ее искал. На ней были изображены легендарные пещерные ходы, идущие к Днепру! Уточняю — к Днепру, а не за Днепр.

Нет смысла перечислять все найденные мною карты, скажу только, что они разительно отличались по содержанию. Невооруженным глазом было видно, что пещерные ходы за свою многовековую историю многократно изменяли конфигурацию. И это немудрено! Часто старые галереи обваливались, иногда их укрепляли, а иногда просто замуровывали. В этом-то и состоит особая прелесть и ценность старинных карт: они остались единственными свидетелями истории, лишь они могли рассказать о былом. Карты давали и основное направление практическим поискам. Оставался единственный и вполне надежный способ проверить правдивость древних легенд о гигантских лаврских пещерах — самому спуститься под землю.

Ближние и Дшшшда катжомбы

I одземная картографическая съемка JL „Ж. мало чем напоминает наземную топографическую. Признаюсь откровенно, хотя работать в лаврских катакомбах — большая честь, но не очень большое удовольствие. Представьте такую веселую картину — лето, знойный полдень, Лавра, экскурсанты, изнывающие от духоты. По монастырскому двору, по самому солнцепеку движется процессия молодых людей отнюдь не монашеского сословия, одетых во все черное, в наглухо застегнутых куртках. На их головах красуются, поблескивая на солнце, оранжевые, как апельсины, защитные каски. На плечах они несут странные оптические приборы на треногах. Чинно прошествовав ко входу в пещеры, процессия исчезает во мраке. Среди видящих это на короткое время возникает переполох, высказываются разные, порой самые невероятные предположения. А это мы очередной раз спускаемся в катакомбы, где температура и летом, и зимой постоянна, но никогда не поднимается выше плюс 10° С. Мы спускаемся для проведе

74

ВОКРУГ СВЕТА