Танкомастер 1996-01, страница 14

Танкомастер 1996-01, страница 14

Версальским договором 1919 г. державы-победительницы запретили побежденным, в первую очередь Германии, содержать и разрабатывать некоторые виды вооружения и боевой техники. В том числе танки. Тем не менее немцы уже в 20-е годы принялись тайно проектировать их новые образцы и немало преуспели в этом.

В 1933 г. к власти в стране пришли нацисты во главе с А.Гитлером, а в следующем появился легкий Pz.Kpfwl массой 5,5 т с двумя пулеметами, в 1935 г. — 7,6-тонный Pz.Kpfw2 с 20-мм пушкой, затем средняя "тройка" весом 15,4 т, вооруженная 37-мм орудием. Тогда же приступили к разработке и более мощного 30 — 35-тонного танка, и вскоре фирма "Хеншель" предложила военным опытный OW-1, а в 1938 г. OW-2. Особенностью этих машин было то, что катки располагались в шахматном порядке, что обеспечивало равномерное распределение веса машины на гусеницы. Однако в то время дело не пошло дальше создания и испытания опытных образцов.

Скоротечную войну с Польшей осенью 1939 г. и кампанию на Западном фронте вермахт выиграл с помощью танков, состоявших на вооружении и улучшенных с учетом боевого опыта. Поводов для беспокойства вроде не было, превосходство немецкой бронетанковой техники над французской и британской казалось бесспорным, и только летом 1941 г. в самом начале войны против Советского Союза немцы убедились в неоспоримом преимуществе неизвестных им Т-34 и КВ. "В районе Вязьмы танки Т-34 как ни в чем не бывало прошли через боевые порядки 7-й пехотной дивизии, достигли артиллерийских позиций и буквально раздавили находившиеся там орудия, — писал генерал вермахта П.Блюментрит. — В результате появления у русских этого нового танка пехотинцы оказались совершенно беззащитными".

Изучив подбитые и захваченные "тридцатьчетверки", немцы сразу оценили их особенности — дизельный двигатель, длинноствольную, мощную 76,2-мм пушку, башню и корпус с рациональными углами наклона бронелистов, выдерживавших попадания снарядов танковых и противотанковых орудий. Уже 25 декабря фирмы "Даймлер-Бенц" и "МАН" получили заказ на разработку танка, способного противостоять советским. Специалисты "Даймлер-Бенц" воспользовались компоновкой "тридцатьчетверки", а конструкторы "МАЙ" пошли своим путем. Они также придали корпусу и башне своей модели увеличенные углы наклона бронелистов, но коробку передач разместили впереди. Это позволило несколько сдвинуть к корме башню и разместить в ней 75-мм пушку KwK-42 со стволом длиной в 70 калибров. Немцы продуманно выбрали такой калибр — это позволило увеличить боекомплект, повысить начальную скорость снаряда и скорострельность. На лобовом листе корпуса не было люка водителя, что повысило прочность брони, катки разместили как на опытном довоенном образце "Хеншеля". Сравнив представленные проекты, военные отдали предпочтение изделию "МАН", и уже в ноябре 1942 г. была выпущена установочная серия PzKpfwV, получившего имя собственное — "Пантера". Через некоторое время конструкцию машин доработали, доведя толщину "лба" корпуса до 80 мм, установив там пулемет, и с января 1943 г. началось производство 43-тонной модификации Д.

"Пантера" обладала достаточно мощной защитой — толщина лобовых листов корпуса достигала 85 мм, бортовых — 40 мм,

ЛУЧШИЙ ТАНК

ВЕРМАХТА

башни — соответственно 100 и 45 мм. Для сравнения — у Т-34 те же показатели составляли 45 и 52 мм, у американского М4АЗУ8 "Шерман" 76—58 и 100 мм. Очень удачной оказалась "пантеровская" пушка. Ее бронебойные снаряды весом 6,8 кг имели начальную скорость 925 м/с и на дистанции 1000 м пробивали 93-мм броню, а 4,7-кг подкалиберные с начальной скоростью 112 м/с и 164-мм броню. В этом отношении "Пантера" не имела равных среди средних танков периода Второй мировой войны, хотя у "Шермана" были лучшие прицельные приспособления, башня поворачивалась быстрее, что немаловажно в бою. Впрочем, немецкая оптика позволяла экипажам "Пантер" завязывать бой с вражескими танками с дистанции 2 тыс. м, применение электропуска повышало меткость огня, система продувки ствола после выстрела сжатым воздухом уменьшала загазованность боевого отделения и улучшала условия боевой работы танкистов. Удачным оказался и планетарный механизм, позволявший танкам совершать повороты с фиксированными радиусами и разворачиваться на месте.

Именно 192 "Пантеры" первых модификаций поступили в 51-й и 52-й батальоны "Панцбригаде-10", вступившие в бой в июле 1943 г. на Курской дуге. Правда, в концу первого дня сражения в строю осталось 40 машин — остальные были подбиты, подорвались на советских минах или оказались небоеспособны из-за технических неисправностей.

В августе того же года появилась 44,8-тонная "Пантера-А" с новой командирской башенкой, шаровой установкой пулемета в лобовом листе корпуса и другими усовершенствованиями. Тогда же на "Пантеры" стали навешивать бортовые экраны, защищавшие борт и верхнюю часть гусениц от кумулятивных снарядов, позже корпус и башню стали покрывать "циммери-том" — разновидностью цемента, обладавшей антимагнитными свойствами.

В марте 1944 г. началось производство 45,5-тонной "Пантеры-1" с увеличенными углами наклона бронелистов и боекомплектом. Вместе с тем, как подчеркивал в 1953 г. генерал-лейтенант бывшего вер

махта Э.Шнейдер, "развитие немецких танков шло не только по линии повышения | их огневой мощи, маневренности и броне- [ защиты, но и по линии улучшения их управления на поле боя за счет расширения , секторов обзора, обеспечения беспере- I бойной связи и усовершенствования внутреннего переговорного устройства. Этим отчасти объясняется тот факт, что немец- '■ кие танки и самоходные артиллерийские установки часто выходили победителями из боя с неизмеримо превосходящими силами противника".

В этом одними из первых убедились со- t ветские танкисты, считавшие "Пантеру" опасным противником. Недаром, когда трофейные машины поступали в подразделения Красной Армии, эти танки выда- 1 вали самым лучшим экипажам.

Англичане и американцы встретились с "Пантерами" после высадки в Нормандии | летом 1944 г. Британский историк М.Гас- I тинго приводит разговор английского тан- I киста с начальником штаба полка. На во- I прос первого: "Что у немцев самое глав- ] ное", тот сразу ответил: "Пантера". Она может проткнуть "Черчилля" как масло за целую милю!" Напомним, упомянутый 45-тонный пехотный танк был также вооружен i 75-мм пушкой и обладал солидной защи- , той — лоб корпуса, как и башню, прикры- 1 вала 152-мм броня, а борта — 95-мм I стальные листы.

Между тем немцы в 1944 г. приступили *•! работе над "Пантерой-Ф" с вновь изме- I ненным корпусом и новой башней, у кото- I рой толщина лобовой части достигла 120 мм, кормовой — 60 мм. В ней стояла 1 улучшенная пушка. Вес этой модификации ] составил 45 т, то есть машина перешла из категории средних в тяжелые. Впрочем, до конца войны немцы успели изготовить I только 8 корпусов и пару башен для "Пан- | теры-Ф". Одновременно было решено унифицировать лучший танк вермахтастя-желым "Тигром", "Пантера-И" должна была получить башню от модификации "Ф" с i 88-мм "тигриной" пушкой.

Всего немецкие фирмы выпустили 6389 "Пантер" всех моделей, 287 (по другим данным — 297) ремонтно-эвакуационных машин "Бергенпантер". На базе "пятерки" I изготовляли и 46-тонные противотанко- 1 вые самоходные артиллерийские установ- j ки "Ягдпантер" с 88-мм пушкой, считавши-1 еся лучшими немецкими и одними из наи- ' более удачных в мире. тм

"Пантера-Д", участвовавшая в Курской битве летом 1943 г.