Танкомастер 1998-01, страница 21

Танкомастер 1998-01, страница 21

В дальнейшем «Железняков» использовали преимущественно в качестве кочующей артбатареи, а как средство ПВО только в целях самообороны.

Характерен эпизод (ноябрь 1941 г., район Дубенское), когда бронепоезд одновременно работал по двум целям; при этом командир управлял орудийным огнем, а его заместитель — огнем минометов. Примерно через 20 мин противник засек местоположение состава и почти накрыл его артогнем. Не прекращая огня по пехоте, «Железняков» запросил у корректировщиков координаты неприятельской батареи, ввязался в контрбатарейную борьбу, взвинтил до предела темп стрельбы и вышел из боя, только когда подвергся обстрелу еще одной батареи противника и атаке с воздуха.

Действия «Железнякова», типичные для полевого бронепоезда, имели место, в частности, 22 декабря 1941 г., когда он в течение четырехчасового боя обеспечил в критической ситуации развертывание 79-й стрелковой бригады морской пехоты, а затем совершил налет на ст. Мекензиевы горы. 15 июня 1942 г. бронепоезд атаковал танковую колонну в лощине кордона Ме-кензи, минимум три машины были подбиты. Только появившаяся авиация спасла танки от полного уничтожения.

Однако приближалась трагическая развязка. 21 июня 1942 г. на Северной стороне советские войска были вынуждены подорвать всю тяжелую боевую технику. Бронепоезд остался единственной мощной артиллерийской единицей. Чтобы не оказаться отрезанным от города, он был переведен в Троицкий тоннель. 25 июня «Железняков» 21 раз покидал тоннель для обстрела противника, пытавшегося форсировать Северную бухту с целью захвата Корабельной стороны, ночью он совершил три артналета по 150 — 200 выстрелов каждый.